МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 декабря 2022 года N ТВ-2662/02
О направлении методических рекомендаций
В целях оказания методической поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России направляет актуальные методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций для использования в работе в 2023 и последующих годах.
Т.В.Васильева
Настоящие Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций (далее - Рекомендации) разработаны с целью обеспечения единых организационных и методических условий создания детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций (далее - Школьный Кванториум) и общих подходов к их функционированию в целях обеспечения в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), в том числе общих подходов к использованию субсидии из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "На базе общеобразовательных организаций созданы и функционируют детские технопарки "Кванториум".
Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, а также педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций для использования при планировании работы, в том числе в части развития материально-технической базы и образовательной среды, совершенствования методики и подходов к организации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительным общеобразовательным программам.
Целью создания Школьного Кванториума является развитие материально-технической базы общеобразовательных организаций и совершенствование организационно-содержательных условий для расширения содержания общего образования и реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих развитие у обучающихся современных компетенций и навыков, в том числе естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, а также повышения качества образования.
Создание Школьных Кванториумов обеспечивает решение следующих задач:
- организация образовательной деятельности по учебным предметам естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования, средств обучения и воспитания, обеспечение вариативности курсов внеурочной деятельности;
- углубленное освоение и практическая отработка учебного материала по предметным областям "Естественно-научные предметы" ("Естественные науки"), "Математика и информатика", "Технология" и другим предметным областям;
- повышение охвата детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием и расширение перечня реализуемых дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей с применением современного оборудования, средств обучения и воспитания, в том числе направленных на практическое применение содержания образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- проведение профориентационной деятельности с обучающимися, проведение и организация участия обучающихся во внеклассных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах и иных событиях естественно-научной и технологической направленностей.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органам местного самоуправления, образовательным организациям) рекомендуется использовать настоящие Рекомендации при реализации мероприятий по созданию и функционированию Школьных Кванториумов.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации Школьных Кванториумов осуществляет Федеральное государственное автономное учреждение "Центр просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный оператор). Адрес сайта: http://mpcenter.ru.
Школьные Кванториумы могут создаваться как за счет средств субсидий федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
В случае создания Школьного Кванториума за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках федерального проекта субъектом Российской Федерации рекомендуется соблюдать следующие условия:
- создание Школьных Кванториумов осуществляется в городах с населением не менее 50 тысяч человек на базе общеобразовательных организаций;
- общеобразовательная организация, на базе которой создается Школьный Кванториум, оснащена базовым оборудованием, средствами обучения и воспитания, которые соответствуют перечню, представленному в приложении N 1* к настоящим Рекомендациям;
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
- в общеобразовательной организации имеются специализированные учебные кабинеты по учебным предметам "Физика", "Химия", "Биология" (рекомендуется также наличие помещений, используемых для проектной и совместной деятельности обучающихся, либо помещений, которые возможно переоборудовать для данных целей);
- численность обучающихся общеобразовательной организации составляет не менее 500 человек;
- общеобразовательная организация имеет лицензию на дополнительное образование детей.
Создание Школьного Кванториума может осуществляться как путем выделения соответствующего структурного подразделения общеобразовательной организации, так и без выделения отдельного подразделения.
В целях создания Школьных Кванториумов в субъекте Российской Федерации рекомендуется провести следующие мероприятия:
1) утверждение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и образовательных организаций, регламентирующих создание и функционирование Школьных Кванториумов;
2) подготовка помещений общеобразовательных организаций для размещения Школьного Кванториума с учетом руководства по зонированию и дизайну образовательного пространства, разрабатываемого Федеральным оператором;
3) проведение закупок для оснащения Школьных Кванториумов оборудованием, средствами обучения и воспитания, а также получение, установка и наладка оборудования для оснащения Школьных Кванториумов;
4) кадровое обеспечение деятельности Школьного Кванториума и организация повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, обеспечивающих образовательную деятельность на базе Школьного Кванториума;
5) обновление содержания образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ с учетом применения ресурсов Школьных Кванториумов, формирование плана образовательных мероприятий;
6) обеспечение информационного сопровождения открытия Школьного Кванториума, в том числе с привлечением средств массовой информации;
7) планирование субъектом Российской Федерации мероприятий по организационно-методической поддержке и финансовому обеспечению функционирования и развития Школьных Кванториумов;
8) ежеквартальный мониторинг функционирования Школьных Кванториумов.
Создание Школьного Кванториума рекомендуется осуществлять в соответствии с комплексом мер (дорожной картой) приведёнными в приложении N 2* к настоящим Рекомендациям.
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
Реализацию в субъекте Российской Федерации мероприятий по созданию и функционированию Школьных Кванториумов рекомендуется сопровождать изданием нормативного(ых) правового(ых) акта(ов) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который(е) определяет:
- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий по созданию Школьных Кванториумов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Региональный координатор);
- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Школьного Кванториума (рекомендованная форма представлена в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям).
________________
Под комплексом мер (дорожной картой) понимается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Школьного Кванториума.
С целью организации в субъекте Российской Федерации работы по созданию и функционированию Школьных Кванториумов, а также достижения результатов федерального проекта Региональному координатору рекомендуется утвердить Концепцию по созданию и функционированию на территории соответствующего субъекта Российской Федерации Школьных Кванториумов, включающую основные характеристики Школьных Кванториумов с учетом сроков, указанных в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям, в том числе:
- перечень общеобразовательных организаций, на базе которых планируется создание Школьных Кванториумов (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3* к Рекомендациям);
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
- месторасположение Школьных Кванториумов (адрес, планируемая площадь помещений, доступность);
- перечень показателей и индикаторов деятельности Школьного Кванториума (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4* к Рекомендациям) и их значения.
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
Для осуществления общего контроля за созданием Школьных Кванториумов и обеспечения взаимодействия с Федеральным оператором Региональному координатору рекомендуется назначить должностное лицо, ответственное за координацию и сопровождение мероприятий по созданию и функционированию в субъекте Российской Федерации Школьных Кванториумов в рамках исполнения соответствующего результата федерального проекта. Региональному координатору рекомендуется закрепить за указанным лицом функции по организации подготовки и предоставления документов и информации в рамках реализации мероприятий с учетом настоящих Рекомендаций, а также оперативному взаимодействию с Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральным оператором.
Для обеспечения функционирования Школьного Кванториума общеобразовательной организации, на базе которой он создается, рекомендуется издать локальный нормативный акт (локальные нормативные акты):
- о создании Школьного Кванториума;
- о назначении руководителя (куратора, ответственного за функционирование и развитие) Школьного Кванториума;
- об утверждении Положения о деятельности Школьного Кванториума, включающего функции Школьного Кванториума (типовая форма Положения о деятельности Школьного Кванториума представлена в приложении N 5* к настоящим Рекомендациям).
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
В Положении о деятельности Школьного Кванториума предлагается отражать его основные характеристики, в том числе:
- цели и задачи создания и функционирования Школьного Кванториума;
- информацию о месторасположении Школьного Кванториума (адрес, доступность);
- перечень показателей и индикаторов деятельности Школьного Кванториума и их значения на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам);
- основные функции Школьного Кванториума;
- порядок управления и организации образовательной деятельности Школьного Кванториума;
- иные параметры.
Региональному координатору рекомендуется информировать Федерального оператора о случаях создания на территории субъекта Российской Федерации Школьного Кванториума за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных источников, а также направлять Федеральному оператору концепции создания и функционирования такого Школьного Кванториума.
В общеобразовательных организациях, на базе которых создаются и функционируют Школьные Кванториумы, рекомендуется обеспечить соответствие имеющихся условий действующим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций, иным нормативным правовым актам, определяющим требования к организации общего и дополнительного образования детей.
Проектирование, зонирование помещений общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть путем выделения соответствующих функциональных зон для эффективного размещения и использования оборудования, средств обучения и воспитания Школьного Кванториума.
С целью размещения Школьного Кванториума предлагается предусмотреть не менее чем три учебных помещения для реализации образовательных программ и размещения оборудования естественно-научной и технологической направленностей (для проведения лабораторных и практических занятий естественно-научной и технологической направленностей), а также функциональные зоны для организации проектной деятельности и групповой работы.
Набор помещений и пространств Школьных Кванториумов может быть расширен в зависимости от имеющихся в общеобразовательной организации условий, а также в случае расширения перечня направлений образовательных программ, планируемых к реализации на базе Школьного Кванториума. При организации образовательного пространства Школьного Кванториума рекомендуется формирование зон для проектной деятельности, коворкинга и иных образовательных, досуговых и административных пространств.
Габариты и общая площадь пространств Школьного Кванториума зависят от численности контингента обучающихся общеобразовательной организации и Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. В помещениях Школьного Кванториума рекомендуется обеспечить бесплатный беспроводной доступ к сети "Интернет" (Wi-Fi), электроснабжение.
Функциональные зоны Школьного Кванториума целесообразно размещать на базе функционирующих учебных кабинетов физики, химии и биологии, по возможности в смежных помещениях. Помещения (функциональные зоны, в том числе учебные кабинеты физики, химии, биологии, проектной деятельности) Школьного Кванториума располагаются в пределах одного здания общеобразовательной организации. Не рекомендуется размещение на площадях в других зданиях.