Действующий

Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

II. Анализ результатов реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 831-р


Анализ реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 831-р, свидетельствует об успешном выполнении ряда задач. Так, к 2021 году обеспечены потребности рынка за счет внутреннего производства автомобилей на 80-90 процентов по легковым автомобилям, легким коммерческим автомобилям и автобусам (целевой уровень к 2025 году) и на 68 процентов по грузовым автомобилям, рост экспорта автомобилей (на 22 процента в денежном выражении в 2016-2021 годах) и автомобильных компонентов (на 82 процента), а также положительная динамика по разработке и выведению на рынок новых продуктов, соответствующих современным глобальным технологическим тенденциям.

В части задачи выведения на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами (в области электродвижения, автономного вождения) удалось достичь прогресса - в Российской Федерации начали развиваться проекты по производству тяговых батарей и электромобилей, а также по созданию зарядной инфраструктуры. Доля электромобилей в объеме автомобильного рынка в натуральном выражении по результатам 2021 года составила 1,1 процента.

В части задачи наращивания технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счет углубления локализации производимых автомобилей до 70-85 процентов (доля стоимости компонентов, субкомпонентов и сырья, произведенных в Российской Федерации, в общей стоимости спецификации автомобиля, в денежном выражении) существует значительный потенциал для развития. Уровень локализации в 2019-2020 годах составил 50-55 процентов в силу недостаточного объема инвестиций для динамичного развития производителей компонентов в связи с ориентацией большинства автопроизводителей на крупнейших иностранных поставщиков компонентов и отсутствия требований по локализации отдельных критически важных компонентов, систем безопасности и комфорта.

Несмотря на достигнутые отдельные успехи, сохраняют свою актуальность следующие проблемы, принятые во внимание при разработке Стратегии:

отрицательный торговый баланс в 2009-2021 годы сформировался в результате реализации стратегии локализации сборочных производств иностранных производителей, в связи с чем произошло замещение импорта автомобилей на импорт автокомпонентов, который достиг 50-56 процентов объема производства автомобилей в денежном выражении;

сохраняющаяся зависимость автопроизводителей в Российской Федерации от иностранных поставщиков компонентов ввиду отсутствия локального производства компонентов или их неконкурентоспособное (в том числе по цене) качество;

необходимость развития инфраструктуры для массового использования новых продуктов в области электротранспорта, автономного вождения, газомоторной техники.