РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и статьи 32 и 33 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принят
Государственной Думой
21 декабря 2022 года
Одобрен
Советом Федерации
23 декабря 2022 года
Статью 6 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст.3493; 2008, N 18, ст.1941; 2011, N 47, ст.6612; 2017, N 30, ст.4445) изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации
1. Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.
3. Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых этими иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или возникает иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном статьями 8-12 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
4. В случае, если при рассмотрении ходатайства о предварительном согласовании сделки, поступившего в соответствии с требованиями пункта 3 настоящей статьи, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее в настоящей статье - уполномоченный орган), установлено, что данная сделка не подлежит предварительному согласованию по основаниям, указанным в частях 3, 6-9 статьи 2, части 4 статьи 4, пункте 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", и при этом в порядке, предусмотренном пунктами 5-10 настоящей статьи, уполномоченным органом принято решение об отсутствии необходимости информирования председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее в настоящей статье - Правительственная комиссия) об этой сделке или председателем Правительственной комиссии принято решение об отсутствии необходимости предварительного согласования этой сделки Правительственной комиссией, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия им решения об отсутствии необходимости информирования председателя Правительственной комиссии об этой сделке либо со дня получения им решения председателя Правительственной комиссии об отсутствии необходимости предварительного согласования этой сделки Правительственной комиссией принимает решение о возврате заявителю ходатайства о предварительном согласовании сделки и в указанный срок возвращает заявителю один экземпляр этого ходатайства с указанием причин возврата, а копию такого решения направляет в Правительственную комиссию. В этом случае предварительное согласование указанной сделки в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не требуется.
5. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства по решению председателя Правительственной комиссии сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Для целей применения настоящей статьи иностранными инвесторами признаются также граждане Российской Федерации, имеющие иное гражданство, и находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации. При этом для определения факта наличия контроля иностранных инвесторов над такими организациями применяются положения пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона.
6. Решение о необходимости или об отсутствии необходимости предварительного согласования Правительственной комиссией сделок, совершаемых иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, принимает председатель Правительственной комиссии в течение тридцати дней со дня получения информации об этих сделках, представленной уполномоченным органом.
7. Для определения необходимости представления председателю Правительственной комиссии информации, предусмотренной пунктом 6 настоящей статьи, уполномоченный орган обязан осуществить действия, предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, в случае, если уполномоченному органу стало известно о планируемой сделке иностранного инвестора в отношении российских обществ, указанных в пункте 10 настоящей статьи, включая сведения об участниках и о предмете этой сделки (в том числе на основании мотивированных предложений, полученных от федеральных органов исполнительной власти или организаций, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере). В случае, если в уполномоченный орган поступило мотивированное предложение федерального органа исполнительной власти или организации, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере, о необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о планируемой сделке иностранного инвестора в отношении иного российского общества, включая сведения об участниках и о предмете этой сделки, либо в случае принятия уполномоченным органом мотивированного решения о необходимости направления в федеральные органы исполнительной власти и организации, указанные в подпункте 2 пункта 8 настоящей статьи, запросов о необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о планируемой сделке иностранного инвестора в отношении иного российского общества и предварительного согласования этой сделки Правительственной комиссией или об отсутствии такой необходимости уполномоченный орган осуществляет действия, предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящей статьи.
8. Для определения необходимости представления председателю Правительственной комиссии информации в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня, когда уполномоченному органу стало известно о планируемой сделке, включая сведения об участниках и о предмете этой сделки, либо со дня, когда в уполномоченный орган поступило мотивированное предложение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, или уполномоченным органом принято мотивированное решение, указанное в пункте 7 настоящей статьи:
1) уведомляет иностранного инвестора и другого участника (других участников) сделки, а также хозяйственное общество, в отношении которого планируется совершение сделки иностранным инвестором, о необходимости приостановления совершения данной сделки до получения от уполномоченного органа информации о принятии решения об отсутствии необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о сделке, предусмотренного подпунктом 1 пункта 9 настоящей статьи, либо о принятии председателем Правительственной комиссии решения об отсутствии необходимости предварительного согласования сделки;
2) направляет в федеральный орган исполнительной власти в области обороны, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральные органы исполнительной власти и (или) организации, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию и (или) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере деятельности, в которой осуществляет деятельность хозяйственное общество, в отношении которого иностранным инвестором планируется совершение сделки (далее в настоящей статье - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации), запросы о необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о планируемой иностранным инвестором сделке в отношении хозяйственного общества и предварительного согласования этой сделки Правительственной комиссией или об отсутствии такой необходимости. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации в течение тридцати дней со дня получения соответствующего запроса представляют в уполномоченный орган мотивированные предложения, оформленные в соответствии с требованиями к их структуре и содержанию, определенными Правительством Российской Федерации, при подготовке которых должны быть учтены следующие критерии:
последствия совершения планируемой сделки для сферы деятельности, нормативно-правовое регулирование и (или) федеральный государственный контроль (надзор) в которой осуществляются заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями;
наличие или отсутствие необходимости возложения Правительственной комиссией на иностранного инвестора одного или нескольких обязательств, предусмотренных частями 1 и 1_1 статьи 12 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
9. В течение пяти рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган указанных в пункте 8 настоящей статьи мотивированных предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций уполномоченный орган на основании полученной информации:
1) уведомляет иностранного инвестора и другого участника (других участников) сделки, а также хозяйственное общество, в отношении которого планируется совершение сделки иностранным инвестором, о принятии уполномоченным органом решения об отсутствии необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о сделке при наличии мотивированных предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также уполномоченного органа, об отсутствии необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о данной сделке и предварительного согласования данной сделки Правительственной комиссией;
2) направляет председателю Правительственной комиссии информацию о сделке иностранного инвестора в отношении российского хозяйственного общества с предложением о необходимости предварительного согласования данной сделки Правительственной комиссией при наличии мотивированных предложений о необходимости информирования председателя Правительственной комиссии о данной сделке и предварительного согласования данной сделки Правительственной комиссией, поступивших от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти или организаций в связи с запросом уполномоченного органа, направленного в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи, либо на основании мотивированного предложения уполномоченного органа.
10. Уполномоченный орган обязан осуществить действия, предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, необходимые для определения наличия или отсутствия необходимости представления председателю Правительственной комиссии информации о сделке, не подлежащей обязательному предварительному согласованию в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", совершение которой планируется иностранным инвестором в отношении российского хозяйственного общества:
1) являющегося участником национального проекта и (или) федерального проекта, входящего в состав национального проекта, в случае, если совершение данной сделки планируется до окончания срока реализации указанного проекта;
2) признаваемого градообразующей организацией в соответствии со статьей 169 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
3) занимающего доминирующее положение на товарном рынке;
4) которому присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии, и (или) единой теплоснабжающей организации, и (или) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
5) являющегося производителем или поставщиком товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, не находящимися под контролем иностранного инвестора, при условии отсутствия на территории Российской Федерации других не находящихся под контролем иностранного инвестора производителей или поставщиков аналогичных товаров (работ, услуг);
6) осуществляющего деятельность по оказанию услуг подвижной спутниковой радиосвязи, подлежащую лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае, если совершаемая иностранным инвестором сделка в отношении такого общества не подлежит обязательному согласованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства";
8) осуществляющего пользование участком недр, который не отнесен к участкам недр федерального значения, расположен на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях двух и более субъектов Российской Федерации и содержит:
на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года месторождения с извлекаемыми запасами нефти от 50 миллионов до 70 миллионов тонн, с запасами газа от 30 миллиардов до 50 миллиардов кубических метров, коренные (рудные) с запасами золота от 30 до 50 тонн, с запасами меди от 300 тысяч до 500 тысяч тонн;
на основании сведений государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых проявления урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, алмазов (за исключением россыпных), лития (за исключением гидроминерального сырья), металлов платиновой группы (за исключением россыпных);
9) осуществляющего контроль над хозяйственными обществами, осуществляющими пользование участками недр, не отнесенными к участкам недр федерального значения, при условии, что объем запасов полезных ископаемых месторождений совокупности таких участков недр на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых одного вида начиная с 1 января 2006 года составляет суммарно от 70 миллионов тонн нефти, или от 50 миллиардов кубических метров газа, или от 500 тысяч тонн меди, или от 50 тонн золота коренных (рудных) месторождений;
10) осуществляющего создание и (или) реконструкцию морского порта или речного порта.
11. В течение трех рабочих дней со дня получения решения председателя Правительственной комиссии, указанного в пункте 6 настоящей статьи, уполномоченный орган уведомляет иностранного инвестора и другого участника (других участников) сделки, а также хозяйственное общество, в отношении которого планируется совершение сделки иностранным инвестором, о необходимости предварительного согласования Правительственной комиссией данной сделки в отношении российского хозяйственного общества или об отсутствии такой необходимости в соответствии с указанным решением.
12. В случае принятия председателем Правительственной комиссии решения о необходимости предварительного согласования Правительственной комиссией сделки иностранного инвестора в отношении российского хозяйственного общества данная сделка может быть совершена только при условии ее предварительного согласования Правительственной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
13. Совершение сделки с нарушением требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой правовые последствия, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". В случае установления уполномоченным органом факта совершения иностранным инвестором данной сделки уполномоченный орган информирует председателя Правительственной комиссии об этом факте, а также о применении правовых последствий, предусмотренных указанной статьей.".
Внести в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3434; 2008, N 45, ст.5141; 2009, N 29, ст.3601; N 52, ст.6450; 2011, N 27, ст.3880; N 29, ст.4291; N 50, ст.7343; 2013, N 52, ст.6988; 2015, N 41, ст.5629; 2018, N 53, ст.8440; 2021, N 27, ст.5180) следующие изменения:
1) в части 5 статьи 32:
а) пункт 19 признать утратившим силу;
б) дополнить пунктами 21-23 следующего содержания:
"21) сведения об осуществлении (неосуществлении) лицом, являющимся объектом экономической концентрации, и лицами, в отношении которых объекту экономической концентрации принадлежит право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких лиц (в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки), видов деятельности, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", либо заявление в письменной форме о том, что заявитель данными сведениями не располагает;
22) перечень лицензий и (или) иных документов (в том числе договоров), подтверждающих наличие права на осуществление видов деятельности, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", у лица, являющегося объектом экономической концентрации, и (или) у лиц, в отношении которых объекту экономической концентрации принадлежит право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких лиц (в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки), либо заявление в письменной форме о том, что заявитель не располагает сведениями об указанных лицензиях и (или) документах. При этом заявитель вправе представить в антимонопольный орган одновременно с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, копии указанных лицензий и (или) иных документов при их наличии;
23) сведения о каждом из выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, контролирующих лиц заявителя и об основаниях отнесения лиц к выгодоприобретателям, бенефициарным владельцам, контролирующим лицам в случае, если заявитель является иностранным инвестором либо если лицо, являющееся объектом экономической концентрации, или лица, в отношении которых объекту экономической концентрации принадлежит право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких лиц (в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки), осуществляют виды деятельности, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Сведения о выгодоприобретателях заявителя, являющегося публичной компанией в понимании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть представлены в виде документа, содержащего указание на страницу официального сайта заявителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иного сайта в указанной сети, на которой размещены данные сведения. В настоящем пункте понятия "иностранный инвестор", "контроль" и "контролирующее лицо" используются в значениях, определенных соответственно статьями 3 и 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", понятия "выгодоприобретатель" и "бенефициарный владелец" - в значениях, определенных статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Указанные в настоящем пункте представляемые сведения о каждом из выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, контролирующих лиц заявителя и об основаниях отнесения лиц к выгодоприобретателям, бенефициарным владельцам, контролирующим лицам должны включать:
а) полное и (при наличии) сокращенное наименования, место государственной регистрации, место нахождения и адрес, контактный телефон и адрес электронной почты - для юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства, контактный телефон и адрес электронный почты (при наличии) - для физического лица;
б) сведения о гражданстве бенефициарного владельца и контролирующего лица - для физического лица (в том числе в отношении гражданина Российской Федерации сведения о наличии у него иного гражданства, а также о том, является ли данный гражданин Российской Федерации налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);
в) идентификационный номер налогоплательщика - для физического лица или юридического лица либо код иностранной организации, не являющейся юридическим лицом;
г) основные виды деятельности, осуществляемые выгодоприобретателем, бенефициарным владельцем и контролирующим лицом;
д) реквизиты документов (при наличии):
подтверждающих государственную регистрацию выгодоприобретателя и контролирующего лица - юридического лица или выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, контролирующего лица - физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства либо подтверждающих факт создания (учреждения) выгодоприобретателя и контролирующего лица - иностранной организации, не являющейся юридическим лицом;