Правительство Ленинградской области
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
ПРИКАЗ
от 26 декабря 2022 года N 04-85
В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 года N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей", от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации"
приказываю:
1. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Ленинградской области согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 01 января 2023 года.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя комитета по социальной защите населения Ленинградской области П.В.Иванова.
Председатель комитета
по социальной защите населения
Ленинградской области
А.Е.Толмачева
УТВЕРЖДЕНА
приказом комитета
по социальной защите населения
Ленинградской области
от 26 декабря 2022 года N 04-85
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в Ленинградской области
Цель программы: подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Задачи подготовки:
выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, разлуки с биологической семьей, нарушенной привязанности) на его психофизическое развитие и поведение;
формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Категория обучаемых: лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Формы обучения: очная или очно-заочная, в том числе с использованием дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме, при проведении лекций, индивидуального консультирования, за исключением тренингов, проводимых исключительно в очной форме.
Результаты обучения: граждане, успешно освоившие программу,
1) должны иметь представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие;
об особенностях ребенка, оставшегося без попечения родителей, потребностях его развития, основах ухода за ним;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о мотивах принятия ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
2) должны знать:
права и обязанности граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
особенности воспитания и развития подростков, сиблингов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации, прошлого травматического опыта ребенка;
роль семьи и ее членов в полноценном развитии ребенка;
особенности протекания периода адаптации ребенка в семье;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
основы финансовой грамотности;
3) должны уметь:
реагировать на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
принимать ответственное решение о приеме ребенка (детей) в семью на воспитание;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка, создавать безопасную среду обитания, исключающую жестокое обращение с ребенком и домашний травматизм;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и гражданам, желающим принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
использовать полученные знания для анализа собственных компетенций, осознания и оценки готовности и ресурсов для принятия в семью ребенка, в том числе, детей, относящегося к особым категориям (подростков, сиблингов, детей с ОВЗ и детей-инвалидов).
Общая трудоемкость программы: программа рассчитана на 80 академических часов, в том числе: лекций - 16 академических часов, семинаров-тренингов - 36 часов, индивидуальных консультирований - 28 часов.
Режим занятий: до 8 часов в день (по очной форме обучения).
Наполняемость групп: подготовка осуществляется в группе и (или) индивидуально; численность которой при проведении практических занятий (тренингов) не должна превышать 15 человек; в случае индивидуальной подготовки органом опеки и попечительства или организацией разрабатывается и утверждается индивидуальный план подготовки.
Информационно-методическое обеспечение: органом опеки и попечительства и (или) организацией обеспечивается предоставление гражданам справочных, информационных и методических материалов по вопросам, включенным в программу подготовки.
Форма итоговой аттестации: тестирование, собеседование.
Итоговый документ: свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
N | Название темы* | Количество часов | Форма контроля | |||
п/п | всего | в том числе | ||||
лекции | семинары- | индивидуальное консультирование | ||||
1 | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 9 | 3 | 3 | 3 | Структурированное интервью |
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 4 | 1 | 3 | Выполнение практических заданий | |
3 | Этапы развития ребенка | 8 | 2 | 6 | Выполнение практических заданий | |
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 4 | 1 | 3 | Выполнение практических заданий | |
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 4 | 1 | 1 | Выполнение практических заданий | |
6 | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 6 | 1 | 3 | 2 | Выполнение практических заданий |
7 | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 6 | 4 | 2 | Выполнение практических заданий | |
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 4 | 1 | 3 | Выполнение практических заданий | |
9 | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 4 | 1 | 3 | Выполнение практических заданий | |
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 20 | 1 | 3 | 16 | Выполнение практических заданий |
11 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 4 | 4 | Выполнение практических заданий | ||
12 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 5 | 5 | Выполнение практических заданий | ||
13 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 2 | 2 | Собеседование, направленное на выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание | ||
Всего | 80 | 16 | 36 | 28 |
_______________
* Примечание:
Содержание тем определено Требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки России от 20 августа 2012 г. N 623.
Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Сетевое издание "Электронное
опубликование документов"
(www.npa47.ru), 26.12.2022