Положение о Научно-методическом совете по учебникам
(с изменениями на 11 августа 2023 года)
1. Научно-методический совет по учебникам (далее - Совет) является постоянно действующим совещательным экспертным органом, создаваемым при Министерстве просвещения Российской Федерации в целях:
1) повышения качества учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия);
2) повышения качества учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут дополнительно использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - учебные пособия);
3) формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - федеральный перечень учебников);
4) формирования перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее соответственно - перечень организаций, организации).
2. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Министерство), в том числе настоящим Положением.
3. Совет осуществляет следующие полномочия:
1) рассматривает индивидуальные листы экспертов, заключения педагогической и научной экспертиз, экспертные листы органов государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке), заключения по результатам общественной экспертизы (при наличии), дополнительные документы и материалы, поступившие по результатам экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий;
2) рассчитывает общую экспертную оценку по каждому критерию экспертизы;
3) принимает по каждому учебнику и разработанным в комплекте с ним учебным пособиям (при наличии) одно из следующих решений:
а) включить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (при наличии) в федеральный перечень учебников (с установлением срока действия экспертных заключений "бессрочно" для учебников и разработанных в комплекте с ним учебных пособий (при наличии), подготовленных в соответствии с порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4.2.8 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884);
б) не включать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (при наличии) в федеральный перечень учебников;
в) направить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (при наличии) на дополнительную (дополнительные) экспертизу (экспертизы);
г) исключить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (при наличии) из федерального перечня учебников;
д) не исключать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (при наличии) из федерального перечня учебников;
е) направить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (при наличии) на апробацию без включения в федеральный перечень учебников;
ж) направить учебник и разработанные в комплекте с ними учебные пособия (при наличии) на доработку (для учебников и разработанных в комплекте с ним учебных пособий (при наличии), подготовленных в соответствии с порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4.2.8 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884.
(Подпункт 3 в редакции, введенной в действие с 7 октября 2023 года приказом Минпросвещения России от 11 августа 2023 года N 598. - См. предыдущую редакцию)
4) проводит анализ и проверку достоверности полученных обращений от физических и (или) юридических лиц, указывающих на несоответствие содержания учебника и (или) разработанных в комплекте с ним учебных пособий требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, о вмешательстве в процедуру проведения экспертизы лиц, не участвующих в ее проведении, но оказавших влияние на ее результаты (после принятия Советом решения включить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников либо после включения учебника и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников);
5) рассматривает аналитический отчет и отчеты о результатах проведения апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий (в случае, если они разрабатывались) и принимает одно из следующих решений:
а) признать результат апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий (в случае, если они разрабатывались) удовлетворительным, включить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (при наличии) в федеральный перечень учебников и установить срок действия экспертных заключений "бессрочно";
б) признать результат апробации учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий (в случае, если они разрабатывались) неудовлетворительным и не включать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (при наличии) в федеральный перечень учебников.
(Подпункт 5 в редакции, введенной в действие с 7 октября 2023 года приказом Минпросвещения России от 11 августа 2023 года N 598. - См. предыдущую редакцию)
6) осуществляет отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в целях включения указанных организаций в перечень организаций;
7) принимает по каждой организации решение: