Действующий

Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями на 22 января 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)

     Лист А экспертного заключения
(для заполнения экспертом, привлеченным
для проведения экспертизы учебника
и разработанных в комплекте с ним учебных пособий)

     

Индивидуальный лист эксперта
по результатам проведения экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий


(названия учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, класс (за исключением учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, допущенных при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования)

(автор (авторский коллектив) учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий)

(наименование издателя (издателей)

(правообладатель (наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия правообладателя от имени Российской Федерации (в случае, если исключительные права на подготовленные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия принадлежат Российской Федерации, наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в

установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия)

(Фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта)

1. Сведения о квалификации эксперта:

Образование

Уровень образования, специализация/специальность/направления подготовки/профиль

Ученая степень и (или) ученое звание

Указываются при наличии

Стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ

Количество лет стажа/опыта, область знаний

Опыт разработки или использования учебника (учебников) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов

Да (указываются наименования соответствующих учебника (учебников) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов, в разработке которых эксперт принимал участие)/нет

Опыт осуществления картографической деятельности (для экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, содержащих картографический материал)

Количество лет стажа, опыта/наименования организаций

Наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (при проведении экспертизы специальных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий)

Образование/квалификация/количество лет стажа, опыта/наименования организаций

2. Информация об учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях:

2.1. Методическое пособие (при наличии)

Наименования и авторский коллектив:

2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников

Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:

2.3. Учебные пособия, разработанные в комплекте с учебником

Наименование и авторский коллектив:

2.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника

Наименование и авторский коллектив:

2.5. Уровень содержания учебника

Базовый/углубленный уровень

3. Критерии экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий.

N п/п

Критерии экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий

Экспертная оценка по критерию в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка

Примечание

3.1.

Обеспечение соответствия содержания учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию федеральных основных общеобразовательных программ.

3.2.

Принадлежность учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (далее - завершенная предметная линия учебников) (за исключением специального учебника).

3.3.

Соответствие наименования учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.

3.4.

Соответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии).

3.5.

Полнота представления в содержании учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.

3.6.

Использование в содержании учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.

3.7.

Наличие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642.

3.8.

Изложение материалов учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования).

3.9.

Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в изложении предметного материала.

3.10.

Проработанность методического аппарата учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной, проектной и творческой деятельности обучающихся;

3.11.

Проработанность методического аппарата учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему;

3.12.

Проработанность методического аппарата учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности;

3.13.

Проработанность методического аппарата учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения.

3.14.

Обеспечение возможности использования учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.

3.15.

Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий.

3.16.

Изложение материалов учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся.

3.17.

Соответствие формы подачи материалов учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий федеральным адаптированным основным общеобразовательным программам (для специальных учебников).

3.18.

Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, федеральной основной общеобразовательной программе.

3.19.

Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронных форм учебника.

3.20.

Отражение в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития.

3.21.

Наличие в тексте учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующих обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации.

3.22.

Направленность содержания учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.

3.23.

Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, содержащих картографический материал).

3.24.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям).

3.25.

Соответствие текста учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором изданы учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия, а также отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях ненормативной лексики.

3.26.

Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях, целям достижения образовательных результатов по образовательным программам соответствующего уровня общего образования и направленности.

3.27

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение.

3.28.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.

3.29.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).

3.30.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических.

3.31.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.

3.32.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.

3.33.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

3.34.

Отсутствие в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

3.35.

Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны.

4. Дополнительные критерии экспертизы для электронных форм учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий:

4.1.

Соответствие структуры и содержания цифровых копий и электронных форм учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий друг другу.

4.2.

Корректное отображение и функционирование электронных форм учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств.

4.3.

Корректное отображение и функционирование электронных форм учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере, и иным электронным устройствам вывода информации).

4.4.

Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий заметок, закладок и перехода к ним.

4.5.

Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, на которой расположено содержание текущей страницы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в электронной форме.

4.6.

Наличие в электронной форме учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету.

5. Дополнительные критерии экспертизы для учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся:

5.1.

Печатная форма учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий должна быть выполнена шрифтом Брайля.

5.2.

Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся.

5.3.

Наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету "Изобразительное искусство", "Труд (технология)", "Физическая культура") электронного приложения к учебнику, которое расценивается не является как аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся.

6. Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений к специальным учебникам и разработанным в комплекте с ними учебным пособиям, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся:

6.1.

Соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника и разработанным в комплекте с ним учебным пособиям (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений).

6.2.

Представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате.

6.3.

Наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля.

6.4.

Наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрестные ссылки).

6.5.

Замена простых графических объектов (схем, иллюстраций), содержащихся в печатной форме учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями.


Эксперт

/

/

(подпись)

фамилия, имя, отчество (при наличии)

"____" ________________ 20___ г.