Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

LIII. Содержательный раздел ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2)

103. Федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей.

103.1. Русский язык.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" (предметная область "Русский язык и литературное чтение") включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися младшего школьного возраста с ТНР; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем УУД - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета "Русский язык" с учётом возрастных особенностей обучающихся младшего школьного возраста.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося младшего школьного возраста за каждый год обучения в начальной школе.

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения каждого класса, раскрывается характеристика деятельности, методы и формы организации обучения, которые целесообразно использовать при изучении того или иного раздела. Также в тематическом планировании представлены способы организации дифференцированного обучения.

103.1.1. Пояснительная записка.

Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем другим предметам.

У обучающихся с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. У обучающихся с ТНР оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-праксический, сенсомоторный. Однако ведущим в структуре речевого дефекта этих обучающихся является недоразвитие языкового уровня речевой деятельности, которое проявляется в нарушении усвоения языковых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в нарушении использования закономерностей языка в процессе речевого общения.

Нарушения речевого развития у обучающихся с ТНР проявляются как на уровне практического использования языка, так и на уровне осознания правил языка. Особенно страдает осознание языковых правил, то есть формирование языковых обобщений: фонематических, лексических, морфологических, синтаксических.

В связи с этим в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью корригировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками.

Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.

В связи с этим в процессе преподавания русского языка ставятся следующие задачи:

а) сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;

б) повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

в) осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;

г) закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;

д) сформировать фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках русского языка, литературного чтения, развития речи;

е) формировать "чувство" языка, умение отличать правильные языковые формы от неправильных;

ж) выработать навыки правильного, аккуратного, разборчивого, грамотного письма;

з) развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

и) овладеть способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач;

к) расширить и обогатить опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;

л) обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.

Каждый раздел программы должен включать перечень тем, расположенных в определенной логической последовательности, охватывать круг основных грамматических понятий, умений, орфографических и пунктуационных правил и навыков. Система подачи материала должна обеспечивать условия осознания языковых закономерностей и формирования языковой системы.

На всех уроках обучения русскому языку ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи.

Освоение содержания начального курса русского языка осуществляется на основе анализа изучаемых языковых процессов с учетом содержания программы по грамматике.