Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

XLIV. Организационный раздел ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2)

89. Федеральные учебные планы.

Федеральный учебный план начального общего образования слабовидящих обучающихся, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

89.1. Федеральный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

89.1.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для слабовидящих обучающихся, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.

Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:

формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность слабовидящих обучающихся к продолжению образования на последующем уровне основного общего образования;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие слабовидящего обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;

минимизацию негативного влияния слабовидения на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений.

Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).

Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: Русский язык, Литературное чтение, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура (Адаптивная физическая культура).

89.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включает:

факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся;

внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие слабовидящих обучающихся;

коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния слабовидения на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

89.1.2.1. Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: социально-бытовую ориентировку, предметно-пространственную ориентировку, развитие зрительного восприятия, развитие коммуникативной деятельности, ритмику, которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.

Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

89.2. Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов.

Продолжительность урока во 2-5-х классах - 40 минут, в 1 дополнительном и 1 классе - 35 минут в 1 полугодии, 40 минут - во 2 полугодии. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков - по 20 минут.

Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в дополнительном и 1 классе - 35 минут в 1 полугодии, 40 минут - во 2 полугодии, во 2-5 классах - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут.

89.3. С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1 классе каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию нарушенного зрения. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию обучающихся. Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал). Во 2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета "Технология"). Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут.

Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу "минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3-м классе - до 1,5 часов (90 минут), в 4 и 5-х классах - до 2 часов (120 минут).

89.4. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

89.5. Федеральный учебный план ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2).