Действующий

Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изменениями на 17 июля 2024 года)

XXXVII. Организационный раздел ФАОП НОО для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР (вариант 3.4)

79. Федеральные учебные планы.

Федеральный учебный план начального образования слепых обучающихся с умеренной тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

79.1. Федеральный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

79.1.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:

формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР к продолжению образования на последующем этапе обучения;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие слепого обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР в соответствии с его индивидуальностью;

минимизацию негативного влияния отсутствия или глубокого нарушения зрения на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений.

Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).

Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: Письмо, Чтение, Устная речь, Математические представления, Окружающий природный мир, Окружающий социальный мир, Жизнедеятельность человека и самообслуживание, Изобразительное искусство (Тифлографика), Музыка и движение, Ручной труд, Адаптивная физическая культура.

79.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает:

факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР;

внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений работы как нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и другие направления, доступные для обучающихся данной группы и, обеспечивающую личностное развитие слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР;

коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на минимизацию негативного влияния отсутствия или глубокого нарушения зрения и интеллектуальной недостаточности на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.

79.1.2.1. Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: ритмику, сенсорное развитие, предметно-практические действия, двигательное развитие, социально-бытовую ориентировку, основы пространственной ориентировки, социально-коммуникативное развитие, которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей области.

Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

79.2. Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов.

Продолжительность урока в 1 классах - 35 минут - 1 полугодии, 40 минут - 2 полугодии, во 2-5 классах - 40 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков - по 20 минут.

Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классах - 35 минут - 1 полугодии, 40 минут - 2 полугодии, во 2-5 классах - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут.

79.3. С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1 классе каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию осязания и остаточного зрения. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1 классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию обучающихся. Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1 четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал). Во 2 четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места. С 3 четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета "Труд (технология)"). Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Минпросвещения России от 17 июля 2024 года N 495. - См. предыдущую редакцию)

Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу "минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3 классе - до 1,5 часов (90 минут), в 4 и 5 классах до 2 часов (120 минут).

79.4. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).