ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 9 декабря 2022 года N 17

Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год



В соответствии со статьей 7 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 5 Порядка осуществления Евразийским экономическим союзом международного сотрудничества, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 99, Высший Евразийский экономический совет

решил:

Утвердить прилагаемые Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год.

Члены Высшего
Евразийского экономического совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации



УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Высшего
Евразийского экономического совета от
от 9 декабря 2022 года N 17



Основные направления международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 год



В настоящих Основных направлениях определены ключевые векторы и приоритеты международной деятельности Евразийского экономического союза (далее - Союз) на 2023 год.

Международная деятельность Союза в 2023 году будет направлена на достижение целей Союза, указанных в статье 4 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе), реализацию Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, продвижение экономических интересов Союза и государств - членов Союза (далее - государства-члены) на мировом рынке, позиционирование Союза как надежного, предсказуемого партнера на международной арене и осуществляться в пределах полномочий и в сферах, определенных Договором о Союзе и международными договорами в рамках Союза.

При осуществлении Союзом международной деятельности в 2023 году с учетом меняющейся геоэкономической ситуации в мире приоритетными будут следующие направления:

активизация взаимодействия с заинтересованными в развитии торгово-экономического сотрудничества с Союзом государствами - участниками СНГ, не являющимися членами Союза, а также другими странами ближнего зарубежья, в том числе с использованием потенциала института государства - наблюдателя при Союзе;

развитие системного диалога с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейским союзом (ЕС), странами БРИКС и другими заинтересованными государствами и объединениями в Центральной Азии и на Ближнем Востоке в целях расширения экономического сотрудничества в контексте идеи Большого Евразийского партнерства (далее - БЕП);

развитие сотрудничества с международными организациями, региональными интеграционными объединениями и третьими странами, перспективными с точки зрения формирования новых кооперационных и логистических цепочек, ускорения транзита товарных потоков, развития системы международных расчетов и решения других задач, которые будут способствовать внутренней экономической устойчивости государств-членов, в том числе путем заключения меморандумов о сотрудничестве (взаимодействии), преференциальных и непреференциальных торговых соглашений, а также интенсификации торгово-экономического взаимодействия с зарубежными партнерами, с которыми заключены такие меморандумы и торговые соглашения;

содействие реализации экспортного потенциала государств-членов, в том числе за счет выхода на новые рынки товаров и услуг и расширения использования национальных валют во взаимных расчетах;

оказание содействия государствам-членам в укреплении взаимодействия с ключевыми финансово-кредитными центрами государств - членов АСЕАН и стран Азии;

идентификация новых возможностей, открывающихся для бизнес-сообществ государств-членов, в условиях меняющейся глобальной экономики, оказание содействия в преодолении барьеров для их деятельности в связи с нарушением транспортно-логистических цепочек и ограничениями функционирования финансовых расчетов в международной торговле и на рынках капиталов в условиях трансформации глобальной экономики;

проведение системной работы по позиционированию Союза в качестве одного из ключевых региональных экономических интеграционных объединений в мире.

I. Взаимодействие с международными организациями, региональными интеграционными и межгосударственными объединениями, третьими странами в целях развития существующих механизмов сотрудничества


В 2023 году основные усилия Союза в области международной деятельности будут сосредоточены на развитии уже созданных механизмов сотрудничества, в том числе в рамках заключенных меморандумов, деклараций и торговых соглашений (актуальный перечень указанных документов размещается на официальном сайте Союза), а также на осуществлении планов и программ по реализации указанных документов:

с международными организациями:

организациями и учреждениями системы Организации Объединенных Наций (ООН), в том числе с региональными комиссиями Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономической комиссией ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и другими организациями, в частности с:

ЕЭК ООН в целях изучения инструментария и методологической базы ЕЭК ООН при анализе торговых барьеров в международной торговле, международного опыта в сфере устранения торговых барьеров, контроля и передвижения на границах, нетарифных мер, нормативного регулирования, включая установление требований к колесным транспортным средствам, а также в сфере надзора за рынком, документооборота, цифровизации и экономического анализа посредством участия на консультативных началах в специализированных сессиях;

ЭСКАТО в целях изучения передовых международных практик, а также продвижения опыта Союза в сфере статистики (Комитет ЭСКАТО по статистике), безбумажной трансграничной торговли (Комитет ЭСКАТО по торговле и инвестициям), энергетики и энергосбережения (Комитет ЭСКАТО по энергетике), транспорта и транспортной инфраструктуры (Комитет ЭСКАТО по транспорту) посредством организации совместных международных мероприятий, а также участия в заседаниях рабочих органов ЭСКАТО;

ЭКЛАК в целях налаживания контактов в сфере предпринимательства и расширения взаимодействия, в том числе на площадках сторонних организаций, по вопросам, представляющим взаимный интерес, посредством обмена аналитическими и справочными материалами и взаимного участия в мероприятиях;

ЮНКТАД по вопросам продвижения диалога между региональными интеграционными объединениями в рамках обновленного по итогам 15-й министерской конференции мандата ЮНКТАД; использования аналитических инструментов по классификации нетарифных мер, аналитической и методологической базы ЮНКТАД по систематизации и классификации торговых барьеров в части функционирования внутренних рынков в международной торговле для выявления и устранения торговых барьеров в рамках Союза, в том числе для совершенствования сбора и классификации данных при оценке влияния препятствий на международную торговлю, а также совместного проведения на регулярной основе тематических встреч и круглых столов по вопросам, представляющим взаимный интерес; изучения опыта в области развития предпринимательства на глобальном, региональном и национальном уровнях; по вопросам в сфере конкуренции посредством участия в сессиях Межправительственной группы экспертов по конкурентной политике и праву, а также в заседаниях рабочей группы ЮНКТАД по борьбе с трансграничными картелями; по вопросам в сфере защиты прав потребителей посредством участия в сессиях Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в сфере защиты прав потребителей и заседаниях рабочих групп ЮНКТАД по защите прав потребителей в электронной торговле и по безопасности потребительской продукции;

Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в целях учета опыта реализации проектов и программ развития ЮНИДО с государствами-членами, реализуемых на двусторонней основе в сфере создания наукоемких, высокотехнологичных, инновационных производств, развития "зеленой" промышленности, повышения энергоэффективности, внедрения "чистых технологий", иных направлений и их дальнейшего распространения на другие государства-члены в формате многостороннего сотрудничества, а также углубления сотрудничества по вопросам развития и модернизации промышленных комплексов, формирования совместной индустриально-инновационной инфраструктуры, трансфера передовых технологий, создания совместных производственных предприятий и цифрового пространства в сфере промышленности;

Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) в целях организации взаимодействия Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) и ФАО по вопросам растениеводства и животноводства, обеспечения продовольственной безопасности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, фитосанитарной и ветеринарной безопасности территорий, а также изучения опыта ФАО в агропромышленной сфере, который позволит совершенствовать законодательную базу в области селекционно-племенной работы, будет способствовать расширению информационной базы, выработке мер по устойчивому развитию агропромышленного комплекса государств-членов;

Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) в целях изучения наилучших международных практик в сфере интеллектуальной собственности и подготовки предложений по совершенствованию системы правовой охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках Союза посредством организации совместных мероприятий по проблемным вопросам в сфере интеллектуальной собственности, обмена аналитическими и справочными материалами, а также взаимного участия в мероприятиях, представляющих интерес для Комиссии и ВОИС;

Международной организацией по миграции (MOM) в целях изучения наилучших международных практик для выработки предложений по устранению барьеров на пути свободного движения рабочей силы в рамках Союза посредством обмена аналитическими и справочными материалами, проведения совместных мероприятий по вопросам трудовой миграции, в том числе экспертных консультаций по конкретным проблемным вопросам и выработке предложений по их разрешению, участия в международных конференциях и семинарах, а также в иных мероприятиях, представляющих взаимный интерес;

Международной электротехнической комиссией (МЭК) в целях обмена опытом в области установления требований к электротехнической продукции, а также проведения консультаций по проблемным вопросам технического регулирования электротехнической продукции;

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в целях развития научно-методического и экспертного потенциала по актуальным для Союза вопросам в сфере регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждения распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, выполнения международных медико-санитарных правил, недопущения обращения опасной для жизни и здоровья человека продукции и предупреждения возникновения и распространения резистентности к антимикробным препаратам на основе участия специалистов в заседаниях рабочих групп и консультативных органов сторон, обмена опытом и использования рекомендаций ВОЗ в рамках подготовки актов органов Союза;

Секретариатом Роттердамской конвенции (Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП)) по вопросам представления интересов производителей продукции хризотиловой отрасли государств-членов в части международной торговли хризотиловым асбестом; Всемирной таможенной организацией (ВТамО) посредством участия в пределах компетенции Союза в мероприятиях, проводимых данной организацией, и заседаниях рабочих органов ВТамО в целях изучения передовых практик и продвижения опыта Союза в сфере таможенного регулирования, а также проработки с государствами-членами вопроса присоединения Союза к основополагающим правовым инструментам и средствам ВТамО и осуществления совместных с государствами-членами действий, направленных на получение Союзом статуса члена во ВТамО;

Всемирной торговой организацией (ВТО) посредством участия в деятельности рабочих органов ВТО и мероприятиях, проводимых данной организацией, в том числе рабочих групп и регулярных комитетов ВТО, в процедурах разрешения споров ВТО по мерам, относящимся к компетенции Союза;

Международным торговым центром (МТЦ) в целях содействия созданию условий для расширения международной и региональной торговли, включая вопросы электронной торговли, упрощения процедур торговли, нетарифного регулирования, поддержки развития экспорта, обеспечения доступности информации о торговле, посредством участия в проводимых данной организацией мероприятиях для изучения международного опыта по устранению торговых барьеров;

Комиссией "Кодекс Алиментариус" ФАО/ВОЗ по пищевым стандартам в целях участия (с учетом представления согласованных с государствами-членами позиций) в мероприятиях по разработке международных стандартов, методических указаний, норм и правил, способствующих обеспечению безопасности и качества пищевой продукции, а также устранению препятствий для добросовестной торговли продовольственными товарами;

Всемирной организацией по охране здоровья животных (МЭБ) по вопросам применения международных стандартов МЭБ в целях повышения уровня защиты территорий государств-членов от заноса и распространения возбудителей особо опасных болезней животных и оптимизации ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения путем имплементации международных стандартов МЭБ в акты органов Союза в сфере ветеринарно-санитарных мер;

Секретариатом Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР) и ее региональными организациями в целях развития научно-методического и экспертного потенциала по актуальным для Союза вопросам в сфере обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в рамках подготовки актов органов Союза посредством участия в совместных мероприятиях, обмена информацией и опытом, а также учета международных стандартов в сфере фитосанитарных мер МККЗР;

Международной конкурентной сетью (МКС) в целях совместной выработки документов, обмена лучшими практиками конкурентного регулирования, выстраивания диалога с международным конкурентным сообществом и сближения принципов конкурентной политики посредством участия в деятельности рабочих групп и других мероприятиях;

Международной организацией по сахару (МОС) в целях организации взаимодействия Комиссии и МОС в области развития рынка сахара и сахаросодержащей продукции, обмена опытом и передовыми практиками и технологиями, обмена информацией о новых тенденциях на рынке сахара, расширения информационной базы, выстраивания долгосрочного диалога между представителями государств-членов, Комиссии и стран - участниц МОС;

Международным советом по зерну (МСЗ) в целях организации взаимодействия Комиссии и МСЗ в области международной торговли зерном (в частности, по вопросам, касающимся мониторинга развития и прогнозирования рынка зерна, изучения передового опыта регулирования рынка зерна), обмена опытом и данными в сфере прогнозирования спроса и предложения по зерновым, бобовым, масличным культурам и рису, а также информацией об изменениях в аграрной политике государств-членов и стран - участниц МСЗ, оказывающих влияние на мировой рынок зерна;

Исламской организацией по продовольственной безопасности (ИОПБ) в целях организации взаимодействия Комиссии и ИОПБ по вопросам продовольственной безопасности и устойчивого развития сельского хозяйства, повышения конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, а также проведения оценки и мониторинга ситуации продовольственной безопасности в государствах-членах и государствах - членах ИОПБ;

Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ), Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международным союзом железных дорог (МСЖД), Международным координационным советом по трансъевразийским перевозкам (МКСТП), Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА) в целях изучения мирового интеграционного опыта и имплементации наилучших международных практик при реализации приоритетов и задач скоординированной (согласованной) транспортной политики, включая внедрение цифровых технологий в транспортной и логистической деятельности, переход на применение электронных документов, посредством участия в международных конференциях, форумах, круглых столах, семинарах по тематике, относящейся к компетенции указанных международных организаций;

Международной ассоциацией пенсионных и социальных фондов (МАПСФ) в целях применения наилучших международных практик в сфере социального и пенсионного обеспечения, единого рынка трудовых ресурсов, а также популяризации опыта евразийской интеграции путем участия в совместных мероприятиях, обмена информацией и опытом в указанных сферах;

Евразийской патентной организацией (ЕАПО) в целях выработки предложений по решению проблемных вопросов в сфере интеллектуальной собственности путем обмена информацией, участия в совместных мероприятиях, а также проведения совместных семинаров по вопросам интеллектуальной собственности;

Венским университетом экономики и бизнеса в рамках реализации образовательной программы "Евразийская фискальная академия" для повышения квалификации сотрудников финансовых и налоговых органов государств-членов в части косвенного налогообложения, налаживания электронного документооборота между налогоплательщиками - участниками взаимной торговли и налоговыми органами;

другими заинтересованными международными организациями;

с региональными интеграционными и межгосударственными объединениями:

Исполнительным комитетом СНГ в рамках реализации Меморандума об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств от 27 ноября 2018 года в целях развития всестороннего торгово-экономического сотрудничества между государствами-членами и государствами - участниками СНГ, не являющимися членами Союза, путем взаимного участия в мероприятиях, в том числе с привлечением представителей бизнес-сообществ государств-членов и государств - участников СНГ, проведения консультаций по вопросам устранения противоречий между проектами актов органов Союза и нормативными правовыми актами, разрабатываемыми в рамках СНГ, и совершенствования правового регулирования в рамках Союза и СНГ, а также путем обмена опытом, в том числе по вопросам разработки и реализации целевых программ и высокотехнологичных проектов, выработки общих подходов к решению возникающих проблем, устранения технических барьеров в торговле, а также с другими структурами в рамках СНГ, в частности с:

Межгосударственным статистическим комитетом СНГ в целях развития статистической системы Союза на основе современных принципов функционирования и с учетом международных стандартов в сфере статистики путем взаимного участия в мероприятиях, обмена опытом, в том числе по вопросам гармонизации официальной статистической методологии, повышения сопоставимости официальной статистической информации, расширения применения цифровых технологий для сбора и распространения официальной статистической информации;

Советом руководителей миграционных органов государств - участников СНГ (СРМО) в целях обмена опытом по вопросам, касающимся мониторинга трудовой миграции в государствах-членах, посредством участия в проводимых совместных мероприятиях и заседаниях рабочих органов СРМО;

Координационным советом руководителей налоговых служб государств - участников СНГ (КСРНС) и Международным центром по налогам и инвестициям (МЦНИ) путем обмена информацией, а также проведения совместных тематических встреч и круглых столов по вопросам, представляющим взаимный интерес, в соответствии с Договором о Союзе;

Советом руководителей подразделений финансовой разведки государств - участников СНГ (СРПФР) в целях обмена опытом и информацией в области совершенствования международного законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма посредством участия в совместных мероприятиях и заседаниях рабочих органов СРПФР;

Межгосударственным координационным советом руководителей органов страхового надзора государств - участников СНГ в целях гармонизации страхового законодательства государств-членов в соответствии с Договором о Союзе и принятыми в его развитие международными договорами и актами органов Союза путем проведения совместных мероприятий, конференций, форумов и участия в заседаниях;

Советом руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств - участников СНГ в целях гармонизации законодательства в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с Договором о Союзе и принятыми в его развитие международными договорами и актами органов Союза путем проведения совместных мероприятий, конференций, форумов и участия в заседаниях;

Координационным советом по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ путем участия в совместных мероприятиях, обмена информацией в сфере совершенствования законодательства государств-членов и государств - участников СНГ, права Союза и СНГ в области аудиторской деятельности и предоставления услуг по составлению отчетности и бухгалтерскому учету;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»