МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 ноября 2022 года N ТВ-2610/02
О направлении методических рекомендаций
В целях оказания методической поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России направляет актуальные методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей для использования в работе в 2023 и последующих годах.
Т.В.Васильева
Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей
Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - Центры "Точка роста") в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), в том числе общих подходов к использованию субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей".
Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, а также педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций для использования при планировании работы, в том числе в части развития материально-технической базы и образовательной среды, совершенствования методики и подходов к организации образовательной деятельности по образовательным программам общего образования и дополнительным общеобразовательным программам.
Целями создания Центров "Точка роста" является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам "Физика", "Химия", "Биология". Центры "Точка роста" обеспечивают повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования.
Создание Центров "Точка роста" осуществляется на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органам местного самоуправления, образовательным организациям) рекомендуется использовать настоящие Рекомендации при реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров "Точка роста".
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождения создания в субъектах Российской Федерации Центров "Точка роста" осуществляет Федеральное государственное автономное учреждение "Центр просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный оператор). Адрес сайта: http://mpcenter.ru.
Центр "Точка роста" - современное образовательное пространство в общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности или малом городе, оснащенное оборудованием, средствами обучения и воспитания для практического изучения учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей и при наличии соответствующих действующим нормативным документам условий для освоения дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей.
Центр "Точка роста" при необходимости с учетом рекомендаций регионального координатора может быть выделен в структуре общеобразовательной организации в качестве самостоятельного структурного подразделения.
Центр "Точка роста" в зависимости от особенностей здания и помещений общеобразовательной организации, объема контингента обучающихся и кадрового обеспечения может представлять собой:
- отдельный учебный кабинет, на базе которого реализуются учебные предметы "Физика", "Химия", "Биология", "Технология", иные учебные предметы естественно-научной и технологической направленностей, осуществляемые в рамках основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- совокупность учебных помещений, в которых реализуются основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего образования, а также при наличии возможности дополнительные общеобразовательные программы естественно-научной и технологической направленностей с применением современного оборудования, средств обучения и воспитания;
- метапредметное лабораторное пространство, отведенное в здании общеобразовательной организации, для проведения практических занятий обучающихся естественно-научной и технологической направленностей в рамках освоения основных и дополнительных общеобразовательных программ.
В целях формирования современного и технологичного пространства Центра "Точка роста" рекомендуется использование действующих учебных кабинетов (или одного из действующих) физики/химии/биологии/технологии (или иных кабинетов естественно-научной и технологической направленностей).
Наличие дополнительных функциональных зон для организации проектной деятельности и групповой работы может быть предусмотрено в составе помещений и пространств Центра "Точка роста" при наличии соответствующих возможностей и целесообразности их формирования.
Центры "Точка роста" могут создаваться как за счет средств субсидий федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Современная школа", так и в рамках иных программ и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Реализацию в субъекте Российской Федерации мероприятий по созданию и функционированию Центров "Точка роста" рекомендуется сопровождать изданием нормативного(-ых) правового(-ых) акта(-ов) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который(-е) определяют:
- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий по созданию Центров "Точка роста" на территории субъекта Российской Федерации (далее - Региональный координатор);
- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Центров "Точка роста" (рекомендованная форма представлена в Приложении 1* к настоящим Рекомендациям).
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
Под комплексом мер (дорожной картой) понимается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центров "Точка роста".
Региональному координатору рекомендуется с учетом сроков, указанных в Приложении 1 к Рекомендациям, утвердить:
- должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование Центров "Точка роста";
- перечень показателей и индикаторов (рекомендуемый образец приведен в Приложении 2* к Рекомендациям) их значений;
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
- перечень общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, на базе которых планируется создание Центров "Точка роста" (рекомендуемый образец приведен в Приложении 3*);
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
- типовое Положение о Центре образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (типовая форма Положения приведена в Приложении 4*).
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
Для обеспечения функционирования Центра "Точка роста" общеобразовательной организации, на базе которой он создается, рекомендуется издать локальный нормативный акт (локальные нормативные акты):
- о создании Центра "Точка роста";
- о назначении руководителя (куратора, ответственного за функционирование и развитие) Центра "Точка роста";
- об утверждении Положения о деятельности Центра "Точка роста" (типовая форма Положения о деятельности Центра "Точка роста", на основе которой рекомендуется разработать документ представлен в Приложении 4 к настоящим Рекомендациям).
В Положении о деятельности Центра "Точка роста" предлагается отражать его основные характеристики, в том числе:
- цели и задачи создания и функционирования Центра "Точка роста", определенные с учетом положений настоящих Рекомендаций и специфики общеобразовательной организации;
- информацию о месторасположении Центра "Точка роста" (адрес, доступность);
- перечень показателей и индикаторов деятельности Центра "Точка роста" и их значения на текущий год и плановый период (с разбивкой по годам);
- основные функции Центра "Точка роста";
- порядок управления и организации образовательной деятельности Центра "Точка роста";
- иные параметры, соответствующие положениям настоящих Рекомендаций.
Создание центра "Точка роста" на базе общеобразовательной организации может осуществляться как путем выделения соответствующего структурного подразделения общеобразовательной организации, так и без выделения отдельного подразделения.
Региональному координатору рекомендуется информировать Федерального оператора о случаях создания на территории субъекта Российской Федерации Центра "Точка роста" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных источников, а также направлять Федеральному оператору концепции создания и функционирования такого Центра "Точка роста".
2.2.1. Оснащение оборудованием, средствами обучения и воспитания.
Основными направленностями реализации программ Центров "Точка роста" являются естественно-научная и технологическая. Перечень направленностей реализуемых программ и соответствующих средств обучения и воспитания может дополняться и расширяться в каждой из общеобразовательных организаций, на базе которых создаются Центры "Точка роста". Средства обучения и воспитания рассчитаны на широкий спектр способов и методов применения в учебном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании.
Создание центра "Точка роста" предполагает развитие образовательной инфраструктуры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации:
- средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экспериментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно-научной направленности и технологической направленностей при реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебных предметов "Физика", "Химия", "Биология";
- оборудованием для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, освоения основ программирования, реализации программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей и т.д.
- компьютерным и иным оборудованием.
Для целей обеспечения возможности осуществления Федеральным оператором единой комплексной методической поддержки и методического сопровождения субъектов Российской Федерации по достижению результатов и показателей федерального проекта, а также включения создаваемой региональным координатором инфраструктуры в единую технологическую среду национального проекта "Образование" рекомендуется региональному координатору учитывать примерный перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах (Приложение 5*), а также рекомендуется направить сформированный перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в адрес Федерального оператора и получить заключение Федерального оператора о его соответствии единой технологической среде национального проекта "Образование" до момента его утверждения. При оснащении малокомплектных общеобразовательных организаций объем единиц средств обучения и воспитания представляется в меньшем количестве.
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.
При формировании перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания рекомендуется, учитывая имеющиеся у общеобразовательных организации условия и потребности, включать в его состав в первую очередь средства обучения и воспитания не менее чем по трем учебным предметам ("Физика", "Химия", "Биология" раздел "Естественно-научная направленность"), компьютерное оборудование (раздел "Компьютерное оборудование") и после этого иное оборудование (раздел "Дополнительное оборудование") из состава оборудования примерного перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания (Приложение 5 к методическим рекомендациям).
При формировании перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в случае выбора химических реактивов, рекомендуется учитывать наличие в общеобразовательных организациях, в которых обеспечивается создание Центров "Точка роста", шкафов для их хранения или иной лабораторной мебели, предусматривающей безопасной хранение планируемых к закупке реактивов.
2.2.2. Формирование предметно-пространственной среды.
Рекомендуется обеспечить соответствие образовательного пространства (учебных помещений/кабинетов), отводимого для создания Центра "Точка роста", действующим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций, иным нормативным правовым актам, определяющим требования к организации общего и дополнительного образования детей. Для этого проектирование, зонирование пространства Центра "Точка роста" рекомендуется организовать, обеспечив эффективное размещение и использование оборудования, средств обучения и воспитания Центра "Точка роста".