ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО
от 22 ноября 2022 года N 04-435
[О направлении Рекомендаций по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2023 году]
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в соответствии с пунктом 21 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный N 52953), направляет для использования в работе Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2023 году.
И.К.Круглинский
Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2023 году
Аудитории ожидания итогового собеседования | Учебные кабинеты, в которых участники итогового собеседования ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании (в учебных кабинетах параллельно могут вестись учебные занятия для участников итогового собеседования, ожидающих своей очереди) |
Аудитории проведения итогового собеседования | Учебные кабинеты проведения итогового собеседования, в которых участники итогового собеседования проходят процедуру итогового собеседования |
ГИА | Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования |
Дистанционная форма | Проведение итогового собеседования с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий |
Загранучреждения | Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, реализующие имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования |
Итоговое собеседование | Итоговое собеседование по русскому языку |
КИМ итогового собеседования | Комплекты тем, текстов и заданий итогового собеседования |
Листы бумаги для черновиков для эксперта | Листы бумаги для черновиков, выданные эксперту, со штампом организации, на базе которой проводится итоговое собеседование |
Места проведения итогового собеседования | Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, и (или) места проведения итогового собеседования, определенные ОИВ |
ОВЗ | Ограниченные возможности здоровья |
ОИВ | Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования |
Образовательная организация | Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования |
ПМПК | Психолого-медико-педагогическая комиссия |
ПО | Программное обеспечение |
Положение о ПМПК | Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 (зарегистрирован Минюстом России 23.10.2013, регистрационный N 30242) |
Порядок | Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России N 189, Рособрнадзора N 1513 от 07.11.2018 (зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2018, регистрационный N 52953) |
Рекомендации | Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку |
РИС | Региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Рособрнадзор | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
РЦОИ | Региональные центры обработки информации субъектов Российской Федерации |
Специализированная форма | Специализированная форма для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования |
Справка, подтверждающая инвалидность | Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы |
Участники итогового собеседования | Обучающиеся IX классов, экстерны, обучающиеся с ОВЗ, экстерны с ОВЗ, обучающиеся IX классов - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся на дому, обучающиеся в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении |
Учредители | Учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования |
ФГБНУ "ФИПИ" | Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный институт педагогических измерений" |
ФГБУ "ФЦТ" | Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования" |
ФИС ГИА и Приема | Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования |
Формы для проведения итогового собеседования | Протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования, ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории, списки участников итогового собеседования |
Черновики | Листы бумаги для черновиков, выданные участнику итогового собеседования в месте проведения итогового собеседования, со штампом организации, на базе которой участник проходит итоговое собеседование |
Штаб | Помещение для получения КИМ итогового собеседования и внесения результатов итогового собеседования в специализированную форму |
Эксперт | Эксперт по проверке устных ответов участников итогового собеседования, являющийся учителем, имеющим высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы" |
Экстерны | Лица, осваивающие образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящие экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования |
Рекомендации определяют сроки и продолжительность проведения итогового собеседования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению и проверке итогового собеседования, порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования, рекомендуемый порядок проведения и проверки итогового собеседования, порядок обработки результатов итогового собеседования, срок действия результатов итогового собеседования, формы проведения итогового собеседования.
Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление (приложение 11*) и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны - в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
Итоговое собеседование проводится в образовательных организациях и (или) в местах проведения итогового собеседования, определенных ОИВ.
3.1. Рособрнадзор осуществляет следующие функции в рамках проведения итогового собеседования:
осуществляет методическое обеспечение проведения итогового собеседования;
обеспечивает ОИВ, учредителей и загранучреждения КИМ итогового собеседования;
разрабатывает критерии оценивания итогового собеседования, обеспечивает ими ОИВ, учредителей и загранучреждения;
направляет ОИВ, учредителям, загранучреждениям информацию по переводу суммы баллов, полученных участниками итогового собеседования за итоговое собеседование, в систему оценивания "зачет"/"незачет" (за исключением случаев, изложенных в подпункте 8.6 пункта 8 Рекомендаций);
определяет дополнительный срок проведения итогового собеседования на основании письменного обращения ОИВ, учредителей, загранучреждений в случае невозможности проведения итогового собеседования в установленные сроки по объективным причинам.
________________
В случае невозможности проведения итогового собеседования в установленные Порядком сроки по объективным причинам, в том числе в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, необходимо письменно обратиться в Рособрнадзор с просьбой определения дополнительного срока проведения собеседования.
3.2. ОИВ, учредители и загранучреждения в рамках проведения итогового собеседования определяют:
порядок проведения, а также порядок (схему) проверки итогового собеседования экспертами, входящими в комиссию по проверке итогового собеседования;
________________
См. подпункт 3.7 пункта 3 Рекомендаций.
порядок осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования (потоковая аудиозапись, персональная аудиозапись каждого участника итогового собеседования, комбинирование потоковой и персональной аудиозаписей);
лиц, ответственных за процедуру проведения итогового собеседования;
порядок создания комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования;
техническую схему обеспечения проведения итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования (в том числе определяют возможность использования черно-белого или цветного комплекта КИМ итогового собеседования);
порядок и сроки передачи в РЦОИ сведений в виде специализированной формы, аудиофайлов с записями ответов участников итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории, протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
сроки, места и порядок ознакомления участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования;
порядок подачи заявления на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования и организации повторной проверки устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организации или комиссией, сформированной в местах, определенных ОИВ, в случае, предусмотренном пунктом 12 Рекомендаций;
места, порядок и сроки хранения, уничтожения оригиналов КИМ итогового собеседования, аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования и других материалов итогового собеседования.
В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового собеседования в установленные сроки по объективным причинам ОИВ, учредители и загранучреждения направляют соответствующее письмо в Рособрнадзор с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового собеседования вне сроков проведения итогового собеседования, установленных Порядком.
ОИВ, учредители и загранучреждения организуют формирование и ведение РИС и внесение сведений в РИС и ФИС ГИА и Приема.
3.3. ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают:
информирование участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового собеседования через образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячих линий" и ведения раздела на официальных сайтах в сети "Интернет" или специализированных сайтах;
проведение итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования в соответствии с требованиями Рекомендаций;
организацию проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития;
информационную безопасность при хранении, использовании и передаче КИМ итогового собеседования, в том числе определяют места хранения КИМ итогового собеседования, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации;
ознакомление участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования в сроки, установленные ОИВ, учредителями, загранучреждениями.
3.4. Образовательные организации в целях проведения итогового собеседования:
обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях, в соответствии с требованиями Рекомендаций;
под подпись информируют лиц, привлекаемых к проведению и проверке итогового собеседования, о порядке проведения и проверки итогового собеседования, установленном ОИВ, учредителями и загранучреждениями, а также изложенном в Рекомендациях;
под подпись информируют участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования, установленном ОИВ, учредителями, загранучреждениями, о ведении во время проведения итогового собеседования аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, о времени и месте ознакомления с результатами итогового собеседования, а также о результатах итогового собеседования, полученных участниками итогового собеседования.