МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 ноября 2022 года N АК-292-р

Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по определению необходимого количества парковок (парковочных мест) на территории муниципальных образований с учетом взаимосвязи с параметрами работы пассажирского транспорта общего пользования



В соответствии с пунктом 2.1.2 Плана мероприятий по обеспечению исполнения указания Президента Российской Федерации от 2 мая 2022 г. N Пр-765 в части улучшения ситуации в области создания качественных и безопасных автомобильных дорог, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллиным 17 октября 2022 г. N 12147п-П49:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по определению необходимого количества парковок (парковочных мест) на территории муниципальных образований с учетом взаимосвязи с параметрами работы пассажирского транспорта общего пользования.

Первый заместитель Министра
А.А.Костюк



УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Минтранса России
от 22 ноября 2022 года N АК-292-р



Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по определению необходимого количества парковок (парковочных мест) на территории муниципальных образований с учетом взаимосвязи с параметрами работы пассажирского транспорта общего пользования



1. Общие положения

     

1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в разработке и реализации мероприятий по развитию парковочного пространства.

1.2. Рекомендации направлены на обеспечение транспортной доступности территорий за счет регулирования числа парковочных мест с учетом взаимосвязи с параметрами работы пассажирского транспорта общего пользования и возможности переключения части поездок с личного автотранспорта на пассажирский транспорт общего пользования.

Рекомендации предполагают реализацию дифференцированного подхода к нормированию числа парковочных мест, как одного из инструментов управления мобильностью, в зависимости от градостроительных, функциональных, транспортных и других параметров конкретной территории.

1.3. Основными видами документов, при разработке которых целесообразно учитывать Рекомендации, являются:

а) документы, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации (региональные нормативы градостроительного проектирования, местные нормативы градостроительного проектирования, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, документация по планировке территории);

б) документация по организации дорожного движения, предусмотренная Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (комплексные схемы организации дорожного движения, проекты организации дорожного движения);

в) документы транспортного планирования, предусмотренные национальным проектом "Безопасные качественные дороги" (программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексные схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, комплексные схемы организации дорожного движения);

г) иные документы, затрагивающие вопросы организации и использования парковочного пространства, а также организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования.

1.4. Настоящий документ включает рекомендации по:

- основным принципам организации и управления парковочным пространством;

- определению нормативной обеспеченности парковочными местами на территориях с существующей застройкой;

- рационализации параметров и условий функционирования парковочного пространства;

- определению нормативной обеспеченности парковочными местами территорий нового строительства;

- повышению транспортной доступности объектов различного функционального назначения за счет развития пассажирского транспорта общего пользования.

1.5. Реализацию мероприятий, направленных на оптимизацию парковочного пространства, рекомендуется проводить в больших, крупных и крупнейших городах, характеризующихся высокой плотностью населения, интенсивным дорожным движением, высоким уровнем загрузки улично-дорожной сети и значительной долей использования личного автомобиля для совершения ежедневных поездок с различными целями.

2. Основные принципы организации и управления парковочным пространством

     

2.1. Мероприятия по развитию парковочного пространства рекомендуется рассматривать как один из инструментов управления мобильностью в рамках комплексного подхода к организации системы городского транспорта.

2.2. Разработку комплексного плана мероприятий по развитию парковочного пространства рекомендуется предусматривать в рамках задания на разработку документов транспортного планирования.

2.3. Проектные решения по параметрам размещения парковочных мест на улично-дорожной сети и организации подъезда к ним для постановки автомобиля на стоянку рекомендуется предусматривать в рамках разработки проектов организации дорожного движения.

2.4. Нормативную емкость парковочного пространства рекомендуется определять дифференцированно, исходя из целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, особенностей конкретного муниципального образования и рассматриваемой территории.

2.5. Для реализации дифференцированного подхода к нормированию числа парковочных мест рекомендуется анализировать потребности в парковочном пространстве отдельно для каждого транспортного района (однородной единицы территории с явно выраженной функцией) на основе параметров объектов различного функционального назначения, являющихся местами притяжения пользователей и расположенных на территории этого транспортного района.

2.6. В целях наиболее полного учета потребностей пользователей парковочного пространства рекомендуется разделить их на целевые группы в зависимости от цели поездки и продолжительности пребывания автомобилей на стоянке. Примерная классификация пользователей парковочного пространства представлена на рисунке 1.

_________________

* к бизнес-посетителям относятся в том числе посетители всех административных, офисных, социальных объектов и объектов здравоохранения;

** к туристам относятся в том числе посетители культурно-развлекательных учреждений и физкультурно-оздоровительных объектов

Рисунок 1. Пример классификации пользователей парковочного пространства

2.7. Объекты различного функционального назначения рекомендуется классифицировать по их расположению, типу и режиму стоянки для целевых групп пользователей. Рекомендуемая классификация объектов различного функционального назначения представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Классификация объектов различного функционального назначения

2.8. Рекомендуемая структура элементов парковочного пространства с учетом режима стоянки представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Структура элементов парковочного пространства

2.9. Удовлетворение спроса на длительное хранение (продолжительностью более 1 суток) автомобилей жителей объектов жилой застройки рекомендуется по возможности осуществлять посредством создания внеуличных автостоянок и гаражей, сокращая тем самым количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.

2.10. Для объектов нежилого назначения, совмещенных с жилыми, рекомендуется применение финансовых и нефинансовых мер по дестимулированию длительного хранения транспортных средств на парковочных местах, востребованных для временного хранения посетителями объектов (введение платы, ограничение доступа, установление режима работы и т.п.).

2.11. Для удовлетворения спроса на временное хранение автомобилей сотрудников и посетителей различных объектов рекомендуется обеспечить нормативное количество парковочных мест в зависимости от функционального назначения этих объектов рассчитанное в соответствии с разделами III и IV Рекомендаций.

2.12. Обеспечивать нормативное количество парковочных мест рекомендуется за счет внеуличных парковок. При невозможности размещения нормативного количества парковочных мест на внеуличных парковках допускается размещение парковочных мест на улично-дорожной сети при достаточной пропускной способности ее элементов. При этом такое размещение рекомендуется рассматривать как временную меру.

2.13. При невозможности достижения нормативной обеспеченности парковочными местами объектов различного функционального назначения за счет создания на рассматриваемой территории необходимого числа парковочных мест рекомендуется компенсировать недостаток транспортной доступности этих объектов за счет развития услуг пассажирского транспорта общего пользования в соответствии с разделом V Рекомендаций.

2.14. Если расчетный уровень спроса на временное хранение автомобилей превышает 85% фактической обеспеченности парковочными местами, рекомендуется введение платы за пользование парковкой на данной территории, за исключением территории социально-значимых объектов, в соответствии с перечнем, определяемым по решению субъекта Российской Федерации. При этом рекомендуется осуществлять мониторинг использования парковок социально-значимых объектов и вводить ограничительные меры при их использовании не посетителями указанных объектов.

2.15. Для упорядочивания стоянки транспортных средств категорий N1, N2, N3, M2, M3 (грузовые автомобили и автобусы средней и большой вместимости) рекомендуется организовывать специальные парковочные места вне пределов улично-дорожной сети и границ элементов планировочной структуры жилой застройки в количестве, определяемом реальным спросом субъектов экономической деятельности.

2.16. При разработке проектной документации по размещению парковок общего пользования, особенно для грузовых автомобилей и автобусов, рекомендуется предусматривать мероприятия по обеспечению экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения.

2.17. Нормативные значения числа парковочных мест для различных объектов, рассчитанные в соответствии с разделами III и IV Рекомендаций, или механизм их расчета рекомендуется закрепить в региональных и (или) местных нормативах градостроительного проектирования.

2.18. Для удовлетворения потребностей жителей во временном хранении прочих средств мобильности (велосипеды, самокаты, скутеры и т.п.) рекомендуется предусматривать специализированные парковочные места вблизи объектов тяготения. При планировании развития соответствующей инфраструктуры, в том числе определения количества парковочных мест рекомендуется использовать "Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации".

_________________

"Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации". Утверждены Министерством транспорта Российской Федерации 24 июля 2018 г.

2.19. При наличии вдоль федеральных автомобильных дорог, в том числе эксплуатируемых в режиме платной эксплуатации или содержащих платные участки, многофункциональных зон дорожного сервиса, расположенных вблизи автомобильных дорог общего пользования, рекомендуется предусматривать парковки для пользователей таких дорог с обеспечением доступа на территорию многофункциональной зоны дорожного сервиса без возможности въезда на платную автомобильную дорогу, в случае если такая парковка примыкает к территории многофункциональной зоны, расположенной вдоль платной автомобильной дороги или дороги, содержащей платный участок.

3. Рекомендации по определению нормативной обеспеченности и оптимизации парковочного пространства на территориях с существующей застройкой

     

3.1. Расчет нормативного количества парковочных мест.

3.1.1. Объекты различного функционального назначения классифицируются в соответствии с требованиями таблицей 11.8 и приложения Ж СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (далее - СП 42.13330.2016). Расчет нормативного количества парковочных мест рекомендуется проводить раздельно для каждого объекта различного функционального назначения, учитывая требования п.11.31, таблицы 11.8 и приложения Ж свода правил СП 42.13330.2016.

3.1.2. В зависимости от уровня обеспеченности доступа к рассматриваемому объекту с использованием пассажирского транспорта общего пользования для определения нормативного числа парковочных мест рекомендуется применять корректирующие коэффициенты. В случае применения корректирующего коэффициента, допущение п.11.35 СП 42.13330.2016 о снижении числа парковочных мест для объектов, расположенных в радиусе пешеходной доступности станций скоростного рельсового транспорта на 25%, рекомендуется не применять.

_________________

Абзац 3 п.11.35 СП 42.13330.2016: В городах, имеющих скоростной рельсовый транспорт, при определении требуемого числа машино-мест для объектов, расположенных в радиусе пешеходной доступности станций, полученное расчетом число машино-мест допускается снижать на 25%.

Следует учитывать, что функциональное назначение ряда объектов может формировать устойчивый спрос на поездки с использованием личных автомобилей даже при обеспечении высокой доступности с использованием пассажирского транспорта общего пользования (например, гипермаркеты, мебельные магазины, магазины бытовой техники и т.д.). Долю использования личных автомобилей и соответствующие корректирующие коэффициенты для таких объектов рекомендуется определять по результатам натурного обследования или по данным для объектов со схожими характеристиками. При отсутствии данных и возможности проведения обследований рекомендуется использовать корректирующие коэффициенты в соответствии с настоящими Рекомендациями.

Разделение объектов нежилого назначения по функциональному назначению на категории для формирования корректирующих коэффициентов представлено в таблице 1.

Корректирующий коэффициент рекомендуется выбирать на основании категории объекта нежилого назначения в соответствии с таблицей 1 с учетом характеристик обеспечения территории услугами пассажирского транспорта общего пользования в соответствии с таблицей 2.

Таблица 1

Категории объектов нежилого назначения по функциональному назначению

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»