Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70474-2023

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов

КРЕПЕЖНЫЕ РЕМНИ

Технические требования и методы испытаний

Automotive vehicles. Safety of cargo transportation. Lashing belts. Technical requirements and test methods



ОКС 43.040.10

Дата введения 2023-04-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (ОАО "НИИАТ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 февраля 2023 г. N 101-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Большинство грузов, перевозимых автомобильным транспортом, в целях обеспечения безопасности перевозок и сохранности грузов необходимо надежно размещать и закреплять в кузовах грузовых автотранспортных средств и в грузовых контейнерах. При отсутствии крепления или недостаточно надежном креплении грузов вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, сопровождаемых травмированием или гибелью людей, нанесением значительного материального ущерба, вызванного повреждением груза, транспортного средства, дорожного покрытия или элементов обустройства автомобильных дорог и улиц, существенно возрастает.

До настоящего времени в системе национальной стандартизации отсутствовало нормирование в отношении надежного крепления грузов, в частности требования к крепежным ремням.

В то же время Европейским союзом накоплен и закреплен в нормативных правовых актах существенный опыт организации, осуществления и контроля операций, связанных с безопасностью перевозки грузов автотранспортными средствами.

Настоящий стандарт разработан в целях ликвидации пробела в нормативном техническом регулировании в отношении безопасной перевозки грузов автомобильным транспортом. Принимая во внимание необходимость обеспечения безопасности международных грузоперевозок автомобильным транспортом, положения настоящего стандарта гармонизированы с положениями европейского аналога [1].

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на текстильные ремни, изготовленные из плоских тканых лент из искусственных волокон (предназначенных для многократного использования) либо комбинаций таких лент, являющиеся элементами натяжения в гибких средствах крепления (крепежные ремни), а также на гибкие средства крепления, включающие указанные ремни, используемые для крепления грузов при их перевозке на автомобильных транспортных средствах (АТС) категорий N и O в соответствии с [2], в т.ч. при перевозке груженых АТС на судах, по железной дороге и (или) при комбинированной перевозке грузов.

Настоящий стандарт распространяется только на крепежные ремни, использующие натяжные устройства, приводимые в действие вручную с максимальным тяговым усилием в 500 Н.

Настоящий стандарт устанавливает технические требования и методы испытаний в отношении крепежных ремней, а также содержит перечень сведений, касающихся безопасной эксплуатации указанных гибких средств крепления. Эти сведения должны быть доведены до лиц, осуществляющих эксплуатацию АТС и (или) использующих по назначению крепежные ремни.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 26653 Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования

ГОСТ 28840 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования

ГОСТ ISO 2076 Материалы текстильные. Химические волокна. Общие наименования

ГОСТ Р 12.0.010 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков

ГОСТ Р 58771 Менеджмент риска. Технологии оценки риска

ГОСТ Р 70472 Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов. Расчет сил крепления грузов

ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 выбраковка: Выведение из эксплуатации гибких средств крепления, признанных негодными к эксплуатации и подлежащих списанию или восстановительному ремонту.

3.2 гибкое средство крепления: Оборудование, предназначенное для соединения груза с точками крепления, не являющееся постоянной частью АТС.

Примечание - Гибкое средство крепления состоит из элементов натяжения (например, ремня, цепи, троса), натяжных устройств (например, храпового механизма, лебедки, натяжного замка) и, при необходимости, соединительных элементов (например, крюка, рым-болта).

3.3 груз: Материальный объект, перевозимый АТС с момента его погрузки до момента разгрузки.

Примечание - Определение термина применимо для целей настоящего стандарта.

3.4 грузовая единица: Груз, подготовленный для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

3.5 двусоставной крепежный ремень: Крепежный ремень, состоящий из двух текстильных лент, одна из которых оборудована натяжным устройством, с соединительными элементами.

Примечание - См. рисунок 1 в).

а) Односоставной крепежный ремень (разомкнутый)

б) Односоставной крепежный ремень замкнутого контура со свободными соединительными элементами

в) Двусоставной крепежный ремень (разомкнутый)

г) Двусоставной усиленный крепежный ремень (образующий замкнутый контур)

     Рисунок 1 - Примеры крепежных ремней

3.6 длина неподвижной части двусоставного крепежного ремня : Длина крепежного ремня при измерении от соединительного элемента до внешнего радиуса закругления ленты в месте соединения с натяжным устройством.

Примечание - См. рисунок 2.

а) Неподвижная часть

б) Регулируемая часть

     1 - соединительный элемент; 2 - натяжное устройство либо устройство для поддержания натяжения; 3 - соединительный элемент

     Рисунок 2 - Пример двусоставного крепежного ремня

3.7 длина односоставного крепежного ремня : Длина односоставного крепежного ремня при измерении от его свободного конца ленты до внешнего радиуса закругления ленты в месте соединения с натяжным устройством.

3.8 индикатор натяжения: Приспособление для отображения сил, действующих в гибком средстве крепления.

Примечание - См. рисунок 3, позиция Е.

3.9 код прослеживаемости: Последовательность обозначенных на маркировке компонента букв и (или) цифр, которая позволяет отслеживать историю изготовления и проводить идентификацию крепежного ремня.

Примечание - См. рисунок 3, позиция А1.

     A - крепежный ремень в сборе; A1, A2 - маркировка; B - элемент натяжения (лента ремня); C1 - натяжное устройство с храповым механизмом; C2 - натяжное устройство с храповым механизмом и индикатором натяжения; C3, C4 - замок со смещенным центром; C5 - натяжная лебедка; D - соединительные элементы; D1 - крюк с защелкой - плоский, поворотный или развернутый; D2 - плоский крюк; D3 - U-образный крюк; D4 - треугольное концевое звено; D5 - соединитель к цепи; D6 - двойной профильный крюк из калиброванного профиля; D7 - одинарный профильный крюк; E - индикатор натяжения; F1 - зажим; F2 - скользящий зажим

     Рисунок 3 - Примеры крепежных ремней, натяжных устройств С, соединительных элементов D, индикатора натяжения Е, устройства поддержания натяжения F

3.10 комбинированное крепление: Гибкое средство крепления, состоящее из натяжного устройства и крепежного ремня, соединенных с крепежными цепями или крепежными тросами, с соединительными элементами или без них.

3.11 коэффициент запаса прочности /LC: Отношение минимальной разрушающей нагрузки к предельной рабочей нагрузке на крепежный ремень.

3.12 крепежный ремень: Гибкое средство крепления, состоящее из плоской текстильной ленты с соединительными элементами или без них и натяжного устройства или устройства удержания натяжения.

3.13 крепление груза: Комплекс мер и средств (применительно к АТС), обеспечивающих при перевозке груза безопасное для человека и окружающей среды и сохранное состояние груза и АТС путем предотвращения смещения груза относительно АТС в виде скольжения или опрокидывания отдельной грузовой единицы и (или) разрушения штабеля грузовых единиц под действием нормативных для данного вида транспорта ускорений.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».