ГОСТ Р 70472-2023
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Расчет сил крепления грузов
Automotive vehicles. Safety of cargo transportation. Calculation of lashing forces for cargo securing
ОКС 43.040.10
Дата введения 2023-04-01
1 РАЗРАБОТАН Открытым Акционерным Обществом "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (ОАО "НИИАТ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2023 г. N 82-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Большинство грузов, перевозимых автомобильным транспортом, в целях обеспечения безопасности перевозок и сохранности грузов необходимо надежно размещать и закреплять в кузовах грузовых автотранспортных средств и в грузовых контейнерах. При отсутствии крепления или недостаточно надежном креплении грузов вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, сопровождаемых травмированием или гибелью людей, нанесением значительного материального ущерба, вызванного повреждением груза, транспортного средства, дорожного покрытия или элементов обустройства автомобильных дорог и улиц, существенно возрастает. Надежность крепления грузов должна подтверждаться надлежащими расчетами.
До настоящего времени в системе национальной стандартизации отсутствовало нормирование в отношении надежного крепления грузов, в частности требования к расчетам сил, действующих в системе крепления груза.
В то же время Европейским Союзом накоплен и закреплен в нормативных правовых актах существенный опыт организации, осуществления и контроля операций, связанных с безопасностью перевозки грузов на автотранспортных средствах.
Настоящий стандарт разработан в целях ликвидации пробела в нормативном техническом регулировании в отношении безопасной перевозки грузов автомобильным транспортом. Принимая во внимание необходимость обеспечения безопасности международных грузоперевозок автомобильным транспортом положения настоящего стандарта гармонизированы с положениями европейского аналога [1]*.
________________
* Поз. [1]-[4] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящий стандарт предназначен для применения изготовителями гибких средств крепления грузов; организациями, осуществляющими грузовые автомобильные перевозки; организациями, осуществляющими погрузку автотранспортных средств, и лицами, ответственными за надлежащее крепление груза при его перевозке автотранспортными средствами.
1.1 Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (АТС) категорий N и O в соответствии с [2], а также контейнеры и съемные кузова, используемые для перевозки грузов АТС, в т.ч. при перевозке груженых АТС на судах, по железной дороге и (или) при комбинированной перевозке грузов, и устанавливает методы расчета сил, действующих в системе крепления груза при различных способах его крепления: блокировке, натяжении гибких средств крепления или комбинации этих способов.
1.2 Настоящий стандарт не распространяется на АТС с технически допустимой максимальной массой до 3500 кг включительно.
Примечание - Ходовые качества более легких АТС обеспечивают возможность реализации более высоких ускорений при движении.
Настоящий стандарт не распространяется на случай роспуска с сортировочной горки с ускорением более 1 g при перевозке груженых АТС по железной дороге. Указанный случай перевозки груженых АТС должен быть исключен.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 26653 Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования
ГОСТ Р 70473 Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов. Прочность структуры кузова. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 70474 Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов. Крепежные ремни. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 70475 Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов. Крепежные цепи. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 70476 Автомобильные транспортные средства. Безопасность перевозки грузов. Крепежные тросы. Технические требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Общие термины и определения
3.1.1 блокировка: Способ крепления груза, при котором груз, находящийся в АТС, ограничен от смещения средствами блокировки.
Примечание - Средствами блокировки могут быть неподвижно закрепленные конструкции или блокирующие элементы в грузовой платформе: передний борт, боковой борт, боковые стенки, стойки, клинья, поддерживающие балки, распорные или другие устройства.
3.1.2 гибкое средство крепления: Оборудование, предназначенное для соединения груза с точками крепления, не являющееся постоянной частью АТС.
Примечание - Гибкое средство крепления состоит из элементов натяжения (например, ремня, цепи, троса), натяжных устройств (например, храпового механизма, лебедки, натяжного замка) и, при необходимости, соединительных элементов (например, крюка, рым-болта).
3.1.3 груз: Материальный объект, перевозимый АТС с момента его погрузки до момента разгрузки.
3.1.4 грузовая единица: Груз, подготовленный для выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
3.1.5 грузовая платформа: Часть АТС, предназначенная для размещения груза.
3.1.6 грузоподъемность АТС: Предусмотренная конструкцией АТС максимальная масса груза, который может быть перевезен АТС единовременно.
3.1.7 индикатор натяжения: Приспособление для отображения сил, действующих в гибком средстве крепления.
3.1.8 крепление груза: Комплекс мер и средств применительно к АТС, обеспечивающих при перевозке груза безопасное для человека и окружающей среды и сохранное состояние груза и АТС путем предотвращения смещения груза относительно АТС в виде скольжения или опрокидывания отдельной грузовой единицы и (или) разрушения штабеля грузовых единиц под действием нормативных для данного вида транспорта ускорений.
Примечание - Крепление груза осуществляют посредством применения запорных устройств, средств блокировки, гибких средств крепления (например, крепежного ремня, крепежной цепи, крепежного троса) или сочетания средств блокировки и гибких средств крепления для препятствия перемещению груза во всех направлениях.
3.1.9 крепление запорными устройствами: Способ крепления груза с помощью механических устройств (например, поворотных замков на грузовой платформе).
3.1.10 крепление распорными устройствами: Способ блокировки посредством преимущественно деревянных элементов, упирающихся в элементы кузова транспортного средства для предотвращения смещения груза в направлении размещения деревянных элементов.
3.1.11 линия натяжения: Линия, образованная натянутым гибким средством крепления, вдоль которой направлены силы, действующие в гибком средстве крепления.
3.1.12 место крепления: Жесткая часть грузовой единицы, подходящая по прочности для установки гибкого средства крепления.
3.1.13 натяжение: Способ крепления груза, при котором используют гибкие средства крепления.
3.1.14 натяжное устройство: Механическое устройство, создающее и поддерживающее силу натяжения в гибком средстве крепления.
Примечание - К натяжным устройствам относятся, например, талреп, храповой механизм, многофункциональная рычажная таль.
3.1.15 неустойчивый груз: Грузовая единица, которая в незакрепленном состоянии опрокидывается при воздействии ускорений при перевозке.
3.1.16 прижимное натяжение: Натяжение, при котором гибкие средства крепления расположены поверх груза, что обеспечивает увеличение силы трения вследствие добавления вертикальной составляющей силы натяжения к весу груза.
3.1.17 прямое натяжение: Натяжение, при котором гибкие средства крепления присоединены непосредственно к грузу и точкам крепления.
3.1.18 система крепления груза: Совокупность элементов и способов крепления, используемых для крепления груза.
3.1.19 технически допустимая максимальная масса АТС: Установленная изготовителем максимальная масса АТС со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
3.1.20 точка крепления: Элемент конструкции кузова АТС, к которому непосредственно может быть присоединено гибкое средство крепления.
Примечание - Точка крепления может быть выполнена, например, в виде серьги, крюка, овального звена цепи или крепежной шины.
3.2 Термины и определения параметров расчета
3.2.1 вертикальная сила : Сумма сил, действующих на груз в вертикальном направлении, включая вес груза и инерционные силы (
), которые возникают при движении АТС.
3.2.2 вертикальный угол крепления : Угол между линией натяжения и горизонтальной плоскостью грузовой платформы.
3.2.3 коэффициент безопасности : Коэффициент, учитывающий неопределенности распределения сил натяжения при прижимном натяжении гибкого средства крепления.
3.2.4 коэффициент внутреннего трения : Коэффициент трения между рядами укладки грузовых единиц, которые в совокупности образуют неустойчивый груз.
3.2.5 коэффициент преобразования : Отношение динамического коэффициента трения к коэффициенту трения, определенному в соответствии с приложением А.
3.2.6 коэффициент трения : Коэффициент трения между грузом и поверхностью, с которой он соприкасается.
3.2.7 коэффициент ускорения : Коэффициент, умножение которого на ускорение свободного падения
позволяет вычислить ускорение груза
при конкретном способе перевозки.
3.2.8 масса груза , кг: Масса грузовой единицы, которую необходимо закрепить.
3.2.9 поперечная сила , Н: Инерционная сила, действующая на груз вдоль поперечной оси (
), возникающая при движении АТС.
Примечание - Поперечную силу вычисляют по формуле .
3.2.10 поперечный угол крепления : Угол между проекцией линии натяжения на горизонтальную плоскость грузовой платформы и поперечной осью (
) АТС в этой плоскости.
3.2.11 предельная нагрузка на средство блокировки BC, Н: Максимально допустимая сила, на которую рассчитано средство блокировки.
3.2.12 предельная рабочая нагрузка LC, Н: Максимальная сила натяжения при прямом натяжении, на которую допускается нагружать гибкое средство крепления во время его эксплуатации.
3.2.13 продольная сила , Н: Инерционная сила, действующая на груз вдоль продольной оси (
), возникающая при движении АТС.