Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 51685-2022 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия (с Поправкой)

     3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50542, ГОСТ Р 27.102, ГОСТ 16504, ГОСТ 21014, ГОСТ 25346, ГОСТ 26877, ГОСТ 32192, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 безопасность рельса: Свойство рельса как объекта технического регулирования сохранять целостность конструкции при заданных нагрузках и условиях эксплуатации, обеспечивая отсутствие недопустимого риска разрушения, как необратимой утраты межэлементных связей вследствие деформаций и развития критических усталостных трещин.

3.1.2 безотказность рельса: Свойство рельса непрерывно сохранять способность выполнять требуемые функции в течение наработки в заданных режимах и условиях применения.

3.1.3 болтовые отверстия: Отверстия в шейке на концах рельсов, предназначенные для болтовой конструкции стыковых соединений рельсов в железнодорожном пути с использованием рельсовых накладок.

3.1.4 винтовые следы от сверления: Риски и кольцевые наплывы металла на поверхности болтовых отверстий, образовавшиеся при сверлении.

3.1.5 гамма-процентная наработка рельсов до отказа (-процентная наработка): Наработка (величина пропущенного груза в млн т брутто), в течение которой отказ рельса не возникнет с вероятностью (гамма), выраженной в процентах.

3.1.6 дифференцированное упрочнение: Технология термической обработки, обеспечивающая разные скорости охлаждения по элементам поперечного сечения рельса.

Примечание - Элементами сечения рельса являются: головка рельса, шейка рельса и подошва рельса в соответствии с рисунком 1.

3.1.7 задир: Дефект поверхности болтового отверстия в виде винтового или поперченного углубления, образующийся от воздействия рабочих элементов сверла.

3.1.8 износостойкость: Показатель сопротивления рельсовой стали износу от трения, характеризующий устойчивость сохранения формы поперечного сечения рельса в процессе эксплуатации и оцениваемый интенсивностью износа.

3.1.9 интервал допуска: Совокупность значений параметра (размера) между пределами допуска, включая эти пределы.

3.1.10 испытательный полигон: Специализированный участок железнодорожного пути, используемый аккредитованной в установленном порядке в соответствующей области испытаний рельсов испытательной лабораторией (центром), отвечающий требованиям, предъявляемым к испытательному оборудованию для подтверждения соответствия.

3.1.11 категория рельсов: Рельсы (совокупность рельсов) данного способа термоупрочнения, класса твердости, области применения (назначения).

3.1.12 критерии предельного состояния рельса: Характеристики рельса и дефектов, возникающих вследствие износов (эксплуатационные дефекты), означающие достижение рельсом соответствующего предельного состояния (для снижения скорости движения, проведения технического обслуживания и ремонта, изъятия рельса из пути для утилизации).