Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70529-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА

Руководящие указания по привлечению заинтересованных сторон в процессы принятия решений, связанных с изменением климата

Adaptation to climate change. Guidelines for stakeholders engagement in climate change decision making processes



ОКС 03.100.01; 13.020.99

Дата введения 2024-01-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") совместно с Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 "Экологический менеджмент и экономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2022 г. N 1469-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Парниковый эффект оказывает существенное влияние на изменение климата и, как следствие, на развитие и функционирование субъектов экономической деятельности. Степень изменения климата в будущем будет зависеть от эффективности усилий по ограничению выбросов парниковых газов. Для снижения угроз, возникающих вследствие изменений климата и максимального использования возникающих возможностей, организациям всех видов необходимо уметь адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям.

В ноябре 2016 г. вступило в силу Парижское соглашение, в котором делается акцент на глобальном повышении температуры и сформулирована общемировая цель адаптации как "усиление адаптационного потенциала, повышение способности экосистем к восстановлению своих функций и снижение их уязвимости к изменениям климата с целью содействия социально-ответственному развитию общества и принятию адекватных мер по отношению к глобальному потеплению". Реализация положений Парижского соглашения и целей устойчивого развития, сформулированных Организацией Объединенных Наций в 2015 г., будет способствовать приложению усилий в глобальном масштабе, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и повышение устойчивости климата.

Воздействие изменения климата может быть как прямым, выражающимся через физические, химические, биологические, метеорологические, гидрологические природные факторы и т.д., так и косвенным, осуществляемым человеком в качестве реакций на прямые факторы. Настоящий стандарт содержит руководящие указания для организаций, стремящихся к привлечению заинтересованных сторон к процессу принятия решений по проблемам, связанным с изменением климата, экологическим менеджментом и глобальными изменениями в окружающей среде, которые могут происходить в будущем. Данный процесс изменений перманентен, поэтому его необходимо встраивать в деятельность организаций.

Участие всех заинтересованных сторон (как в частном, так и в государственном секторах экономики) в процессе принятия решений относительно изменения климата, а также существование потребности в стандартизации подобного рода участия признаются очень важными задачами. Настоящий стандарт разработан с целью предоставления соответствующих подтвержденных наилучших практик и рекомендаций.

Связка "снижение рисков - использование возможностей - управление изменениями" - это подход, согласно которому формируется передовой практический метод региональной адаптации к изменениям климата. Этот междисциплинарный подход объединяет специалистов естественно-научного, технического и гуманитарного профиля (например, метеорологов, гидрологов, специалистов по территориальному планированию и социоэкономистов и др.) с целью комплексной региональной адаптации к изменениям климата и позволяет провести анализ влияния последствий изменения климата и определить соответствующие стратегии адаптации.

Настоящий стандарт необходимо применять с учетом других приоритетов организации, а именно проведение всех мероприятий по адаптации к изменениям климата должно происходить параллельно (или совместно) с мероприятиями по минимизации последствий этих изменений или по обеспечению других приоритетов устойчивого развития.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает руководящие указания и рекомендации по привлечению заинтересованных сторон к процессу принятия решений, связанных с изменением климата, применяемые к организациям государственного и частного секторов экономики, включая федеральные органы и региональные правительственные организации, компании, фирмы, отрасли экономики, сообщества и неправительственные организации. Настоящий стандарт разработан в удобной для пользователя форме путем изложения основных принципов и инструкций в виде простого пошагового руководства, с помощью которого организации могут привлекать все заинтересованные стороны к процессу принятия решений в указанной области.

     2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 адаптация к изменениям климата: Процесс приспособления к фактическому или прогнозируемому климату и его последствиям с целью уменьшения их вредного воздействия или же с целью использования возникающих благоприятных возможностей.

Примечания

1 В среде обитания человека процесс адаптации направлен либо на смягчение (или предотвращение) последствий изменения климата, либо на использование благоприятных возможностей, связанных с изменением климата.

2 В некоторых ненарушенных экологических системах вмешательство человека может способствовать корректировке под ожидаемое изменение климата и его воздействие.

2.2

изменение климата (climate change): Изменение климата, которое может сохраняться на протяжении длительного периода (обычно - десятилетия или более).

Примечание 1 - Изменение климата можно определять, например, методом статистического тестирования.

Примечание 2 - Изменение климата может вызываться как естественными процессами, протекающими в климатической системе, так и внешними воздействиями, например циклами солнечной активности, извержениями вулканов и непрерывными антропогенными изменениями в составе атмосферы или почвы.

[ГОСТ Р ИСО 14090-2019, пункт 3.5]

2.3

организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения намеченных целей.

Примечание 1 - Понятие организации включает в себя (но не ограничивается) индивидуальных предпринимателей, компании, корпорации, фирмы, предприятия, органы власти, партнерства, благотворительные организации или учреждения, их части или сочетания, независимо от того, являются они юридическими лицами или нет, государственными или частными.

[ГОСТ Р ИСО 14090-2019, пункт 3.11]

2.4 PESTEL-анализ: Анализ, позволяющий проводить исследование, каким образом политические, экономические, социальные, технологические, экологические и правовые факторы (например, изменения в государственном регулировании, потребительских тенденциях и экономических показателях) могут приводить к возникновению новых возможностей или угроз для организации.

2.5

заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация, которые могут влиять на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их влиянию или воспринимать себя в качестве последних.

Пример - Потребители, сообщества, поставщики, регуляторы, неправительственные организации, инвесторы и сотрудники.

Примечание 1 - Словосочетание "воспринимать себя в качестве подверженных влиянию" означает, что это восприятие стало известно организации.

[ГОСТ Р ИСО 14090-2019, пункт 3.10]

2.6 привлечение заинтересованных сторон: Процесс, используемый организацией для привлечения соответствующих заинтересованных сторон с целью достижения намеченной цели и получения приемлемых результатов.

Примечание - Кроме того, данный процесс должен отражать стратегию и работу организаций и усиливать взаимное обучение ее сотрудников.

2.7

климат (climate): Статистическое описание погоды с помощью усредненных климатических показателей и их соответствующей изменчивости на временных интервалах от нескольких месяцев до нескольких тысяч или даже миллионов лет.

Примечание 1 - Традиционный период усреднения климатических показателей согласно определению Всемирной метеорологической организации составляет 30 лет.

Примечание 2 - Наиболее значимыми климатическими показателями (параметрами) чаще всего называют такие атмосферные параметры, как температура, количество осадков и ветер.

[ГОСТ Р ИСО 14090-2019, пункт 3.4]

     3 Цели, преимущества и барьеры подходов, предполагающих широкое участие заинтересованных сторон

3.1 Цели привлечения заинтересованных сторон

Цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы сориентировать государственный и частный секторы экономики на управление заинтересованными сторонами как неотъемлемой части стратегии организации. Воздействия, связанные с изменением климата, энергетическая безопасность и другие глобальные вызовы становятся все более актуальными и создают как риски, так и новые потенциальные возможности для предприятий и органов государственного управления и власти. Для раннего выявления возможных рисков и использования потенциальных возможностей важен подход, основанный на привлечении и участии всех сторон, заинтересованных к деятельности конкретной организации. Взаимодействие с этими заинтересованными сторонами следует воспринимать не как дополнительный, а как всеобъемлющий, комплексный принцип, который не должен противоречить принципам использования уже существующих систем менеджмента. Целью настоящего стандарта является предоставление рекомендаций по эффективному и рациональному объединению всех заинтересованных сторон для решения задач, связанных с изменением климата.

В настоящее время для решения междисциплинарных проблем актуальна потребность в новых подходах к получению знаний и принятию соответствующих решений. Изменение климата и устойчивое развитие, принимаемые во внимание при решении реальных экологических проблем, требуют совместных, коллективных, интерактивных и междисциплинарных подходов. По этой причине для объединения имеющихся знаний, различных принципов и предпочтений важно привлекать к этой проблеме внешних независимых экспертов.

3.2 Преимущества, получаемые от привлечения заинтересованных сторон

Как показывает наилучшая практика, за счет привлечения всех заинтересованных сторон к процессу принятия решений, связанных с изменением климата, можно получить следующие преимущества:

а) взаимное обучение сотрудников организации:

- обучение важно для сотрудников организаций и всех заинтересованных сторон, являясь необходимым условием изменений в направлении повышения устойчивости,

- наличие множества идей и точек зрения способствует поиску оптимальных решений,

- все заинтересованные стороны и сотрудники организации могут совместно повышать свои возможности, навыки, информированность и степень сотрудничества,

- способность к адаптации к изменениям климата может формироваться и укрепляться у всех заинтересованных сторон и организаций;

б) эффективная и рациональная реализация процессов принятия решений:

- с учетом мнений всех заинтересованных сторон можно определять возможные альтернативные решения и варианты,

- эффективность планирования и принятия решений повышается за счет привлечения всех заинтересованных сторон,

- все мероприятия с большой долей вероятности будут совместимы с долгосрочными планами развития организации, поскольку процесс привлечения заинтересованных сторон позволяет опробовать, тестировать и уточнять все предлагаемые идеи перед их реализацией;

в) объективность принятия решений:

- объективность достигается за счет учета мнений всех заинтересованных сторон,

- сотрудники и заинтересованные стороны наделяются полномочиями для решения текущих и перспективных задач,

- устойчивость мероприятий обеспечивается в случае признания всеми заинтересованными сторонами.

Пример - Блок 1. Как оценивать преимущества привлечения заинтересованных сторон в организации?

Для оценки преимуществ привлечения всех заинтересованных сторон к процессам принятия решений, связанных с изменением климата, рекомендуется провести в вашей организации PESTEL-анализ.

В качестве пояснения далее приводится следующий практический пример:

1 Политические аспекты

Ряд групп заинтересованных сторон может оказывать свое влияние на политические процессы (например, на изменения в законодательстве или на выборы) для защиты своих собственных или дополнительных интересов. Благодаря взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами организации получают возможность привлечения соответствующих групп на ранней стадии принятия решений, что позволяет трансформировать конфликты интересов в сотрудничество всех заинтересованных сторон на протяжении всего процесса их участия в поиске и разработке новых решений.

2 Экономические аспекты

С одной стороны, заинтересованные стороны могут создавать угрозу выживанию организации (например, под давлением потребителей), но, с другой стороны, организации могут получать и конкурентные преимущества, привлекая заинтересованные стороны к процессу принятия решений. Таким образом, выживание и успешное развитие организации может зависеть от возможности получения совместных выгод или от удовлетворения запросов заинтересованных сторон, что позволяет организации продолжать или даже расширять свою деятельность.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs