ГОСТ Р 70364-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
БЕТОНЫ ДЛЯ УСТРОЙСТВА СЛОЕВ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ
Правила производства работ
Automobile roads of general use. Concretes for the establishment of layers of the bases and coverings. Paving works regulations
ОКС 93.080.20
Дата введения 2022-12-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2022 г. N 1278-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт устанавливает правила выполнения работ по устройству монолитных цементобетонных покрытий и оснований с применением специализированного оборудования при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании на автомобильных дорогах общего пользования.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 5781 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия
ГОСТ 8486 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия
ГОСТ 30413 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
ГОСТ 32870 Дороги автомобильные общего пользования. Мастики битумные. Технические требования
ГОСТ 32872 Дороги автомобильные общего пользования. Герметики битумные. Технические требования
ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ 33147 Дороги автомобильные общего пользования. Плиты дорожные железобетонные. Методы контроля
ГОСТ 34028 Прокат арматурный для железобетонных конструкций. Технические условия
ГОСТ Р 52056 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия
ГОСТ Р 56419 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для разделения слоев дорожной одежды из минеральных материалов. Технические требования
ГОСТ Р 56925 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий
ГОСТ Р 58400.1 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом температурного диапазона эксплуатации
ГОСТ Р 58400.2 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок
ГОСТ Р 58952.1 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные. Технические требования
ГОСТ Р 59120 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования
ГОСТ Р 59628 Дороги автомобильные общего пользования. Жесткие дорожные одежды. Типовые конструкции
ГОСТ Р 59300 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий. Технические условия
ГОСТ Р 59301 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий. Методы испытаний
ГОСТ Р 59302 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси бетонные для устройства слоев оснований и покрытий. Правила подбора состава
ГОСТ Р 70362-2022 Дороги автомобильные общего пользования. Бетоны для устройства слоев оснований и покрытий. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 59300, ГОСТ Р 59301, ГОСТ Р 59302, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 анкер: Предназначенный для предотвращения вертикального и горизонтального смещений соседних плит конструктивный элемент армирования в технологическом шве, представляющий собой стержень периодического профиля.
3.2 бетоносмеситель: Специализированная емкость с лопастями, предназначенная для приготовления бетонной смеси путем перемешивания всех компонентов смеси до гомогенного состояния.
3.3 бетоносмесительная установка: Комплекс технологического оборудования для производства бетонных смесей, включающий в себя бетоносмеситель, систему управления, силосные группы для хранения материалов, дозирующие устройства инертных заполнителей, цемента, минеральных добавок, воды и химических добавок.
3.4 бетоноукладчик: Самоходная дорожная машина, предназначенная для устройства цементобетонного покрытия или основания и выполняющая операции по распределению, вибрационному уплотнению, укладке и отделке уложенной бетонной смеси.
3.5 двухслойное цементобетонное покрытие: Верхний монолитный конструктивный слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий нагрузки от колес транспортных средств и воздействие климатических и техногенных факторов и выполненный из бетонных смесей двух различных номинальных составов по методу сращивания "свежий по свежему".
3.6 деформационный шов: Технологическая прорезь для разделения цементобетонного покрытия с целью обеспечения горизонтального перемещения плит при температурных колебаниях.
3.7 дюбель: Конструктивный элемент армирования, представляющий собой гладкий стержень, предназначенный для предотвращения вертикального смещения соседних плит между собой, но обеспечивающий их горизонтальные смещения вследствие температурных колебаний.
3.8 захватка: Участок бетонного покрытия или основания, уложенный при непрерывном бетонировании с использованием бетонной смеси одного состава и одной технологии работ за определенное время.
3.9 каркас-корзинка: Вспомогательный элемент армирования в шве покрытия, представляющий собой подставку для установки дюбелей и анкеров для обеспечения их проектного расположения в технологическом шве.
3.10 ложный шов: Технологическая прорезь, устраиваемая в цементобетонном покрытии или основании на глубину не менее 25% толщины уложенного слоя с целью предотвращения трещинообразования по площади плиты и выполняющая функции шва сжатия.
3.11 однослойное цементобетонное покрытие: Верхний монолитный конструктивный слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий нагрузки от колес транспортных средств и воздействие климатических и техногенных факторов и выполненный из бетонной смеси одного номинального состава.
3.12 паз [камера] шва: Пространство, заполняемое материалом для герметизации швов.
3.13 плита: Монолитная часть цементобетонного покрытия или основания, полученная в результате нарезки технологических швов в соответствии с проектом.
3.14 поперечный шов: Технологическая прорезь в цементобетонном покрытии или основании, устроенная перпендикулярно к оси уложенного слоя, обеспечивающая возможность продольного перемещения и деформирования цементобетонных плит.
3.15 продольный шов: Технологическая прорезь в цементобетонном покрытии или основании, устраиваемая по оси или параллельно уложенному слою, обеспечивающая возможность поперечного деформирования цементобетонных плит и устраиваемая по типу швов сжатия.
3.16 рабочий шов: Поперечный шов, устраиваемый в конце рабочей смены или при вынужденных перерывах укладки цементобетонного покрытия или основания, который выполняет функцию поперечного шва сжатия или расширения.
3.17 распределитель-перегружатель бетонной смеси (боковой загрузчик): Самоходная дорожная машина, предназначенная для перегрузки бетонной смеси из самосвалов или автобетоносмесителей и ее последующего предварительного распределения перед бетоноукладчиком.
3.18 стационарная опалубка: Предварительно жестко установленная на месте производства работ конструкция, представляющая собой форму для укладки и выдерживания бетонной смеси, для обеспечения проектных характеристик монолитной конструкции.
3.19 скользящая форма [опалубка]: Конструктивная часть бетоноукладчика, предназначенная для формирования бетонной смеси в монолитную конструкцию с требуемыми геометрическими параметрами.
3.20 технологический задел: Работы по опережению устройства цементобетонных покрытий и оснований, связанные с устройством и подготовкой нижележащих конструктивных слоев.
3.21 финишер: Самоходная дорожная машина, предназначенная для операций по нанесению текстуры на свежеуложенное бетонное покрытие, уходу за свежеуложенным бетоном и прочих вспомогательных операций.
3.22 цементобетонное основание: Слой, расположенный под покрытием и обеспечивающий совместно с ним перераспределение нагрузки и снижение давления на расположенные ниже конструктивные слои и земляного полотна.
3.23 цементобетонный завод: Предприятие для производства и выпуска различных типов бетонных смесей, состоящее из бетоносмесительной установки, складов инертных материалов и цемента, отделений энергетического и вспомогательного назначения.
3.24 швонарезчик: Средство малой механизации для нарезки швов в цементобетонном покрытии или основании с помощью алмазного диска или пакета алмазных дисков.
3.25 ширина паза шва: Горизонтальное расстояние между примыкающими плитами из цементобетона или цементобетона и асфальтобетона.
3.26 шов расширения: Технологическая прорезь в цементобетонном покрытии или основании, устроенная перпендикулярно к оси уложенного слоя на всю толщину, обеспечивающая продольную устойчивость конструкции при значительных температурных колебаниях.
3.27 шов сжатия: Технологическая прорезь, устраиваемая перпендикулярно к оси цементобетонного покрытия или основания на толщину не менее 25% толщины слоя, обеспечивающая деформацию конструкции при температурных колебаниях.
4.1 Положения настоящего стандарта распространяются на устройство монолитных бетонных покрытий и оснований с применением:
- бетоноукладчиков со скользящими формами (опалубкой), в том числе в стационарную опалубку;
- асфальтоукладчиков для укладки с последующим уплотнением уложенной бетонной смеси дорожными катками;
- бетоноотделочных машин (финишеров), перегружателей-распределителей (боковых загрузчиков) и перегружателей асфальтобетона;
- средств малой механизации с использованием стационарной опалубки.
4.2 Настоящий стандарт предусматривает использование крупнозернистого тяжелого дорожного бетона (БСКД) по ГОСТ Р 59300 в технологии строительства с применением бетоноукладчиков со скользящими формами и рельсоходных, средств малой механизации, а также мелкозернистого тяжелого дорожного бетона (БСМД) по ГОСТ Р 59300 - в технологии укатки или с использованием рельсоходного бетоноукладчика.
4.3 Монолитные бетонные покрытия и основания следует устраивать в соответствии с проектом при отсутствии атмосферных осадков в интервале температур от плюс 5°C до плюс 30°C. При производстве бетонных работ при температуре воздуха выше плюс 30°C, а также ниже плюс 5°C и/или относительной влажности менее 50% работы следует выполнять по специально разработанному технологическому регламенту, предусматривающему особые технологические приемы на этапе производства, транспортирования, а также укладки и ухода за бетоном в соответствии с 6.1.15.