ПНСТ 788-2022
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Алгоритм контроля целостности для приемников спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Общие требования
Artificial intelligence for civil aviation aircraft. Integrity control algorithm for GLONASS/GPS satellite navigation receivers. General requirements
ОКС 35.020
Срок действия с 2024-01-01
до 2026-01-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ННК Консалтинг"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2022 г. N 102-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: contact@nnccompany.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Развитие методов искусственного интеллекта делает возможным решение задач оценки состояния комплексных систем или подтверждения достоверности решения посредством нейронных сетей с точностью, превышающей классические аналитические и статистические методы. Это способствует применению методов искусственного интеллекта при условии проведения качественных испытаний в сферах, связанных с высоким риском для жизни и здоровья людей, в частности - навигации и гражданской авиации.
В настоящем стандарте:
- определена задача для контроля целостности для приемников спутниковой навигации;
- сформулирован критерий целесообразности применения методов искусственного интеллекта для оценки целостности;
- формализованы требования к данным, необходимым для обучения алгоритма контроля целостности для приемников спутниковой навигации.
Настоящий стандарт распространяется на навигационную аппаратуру потребителей, предназначенную для определения местоположения воздушных судов по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS с использованием методов искусственного интеллекта.
Стандарт устанавливает технические и эксплуатационные требования, методы и требуемые результаты испытаний к навигационной аппаратуре воздушного судна гражданской авиации, реализующей алгоритмы автономного контроля целостности с использованием методов искусственного интеллекта.
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система;
GPS - система глобального позиционирования;
IR - риск потери целостности (Integrity Risk);
PL - защитный уровень (Protection Levels);
TTA - время срабатывания тревоги (Time to Alert);
SBAS - спутниковая система дифференциальной коррекции (Satellite Based Augmentation System);
GBAS - наземная система дифференциальной коррекции (Ground Based Augmentation System);
ABAS - автономная система дифференциальной коррекции (Aircraft Based Augmentations Systems);
RINEX - формат обмена данными для файлов исходных данных спутниковых навигационных приемников (Receiver Independent Exchange Format);
UTC - всемирное координированное время;
HDOP - снижение точности в горизонтальной плоскости;
VDOP - снижение точности в вертикальной плоскости.
Алгоритм контроля целостности должен обеспечивать решение таких задач, как:
- обнаружение отказов спутников или созвездий, в том числе вызванных отказом наземной системы управления;
- исключение данных, поступающих от отказавших навигационных спутников или созвездий из навигационного решения;
- оповещение потребителя о текущей ошибке целостности навигационной системы.
Алгоритм контроля целостности должен обнаруживать и исключать семь режимов отказов: