ПНСТ 782-2022
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Термины и определения
Artificial intelligence for navigation systems of civil aviation aircraft. Terms and definitions
ОКС 35.020
Срок действия с 2024-01-01
до 2026-01-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ННК Консалтинг"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2022 г. N 96-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: contact@nnccompany.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Навигационные системы воздушных судов гражданской авиации с развитием систем ИИ эволюционируют по применяемым методам анализа от классических детерминированных алгоритмов обработки информации к когнитивным технологиям на базе искусственного интеллекта, позволяющим восстанавливать контекст происходящего при решении навигационных проблем.
При создании настоящего стандарта были исследованы как отечественные, так и зарубежные нормативные базы в области информационных технологий и искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Анализ показал отсутствие регламентирующих документов данной области.
Настоящий стандарт является первым в группе стандартов, устанавливающих нормативные требования в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации, которые будут регламентировать эксплуатационные характеристики, методики испытаний и требования к разработке искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации.
В настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий, относящихся к искусственному интеллекту для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Термины сгруппированы в подразделы, объединяющие несколько тематически связанных терминов.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым, а синонимы - курсивом.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ, а также при разработке технических заданий, нормативных документов, производстве продукции предметной области данного стандарта.
В стандарте введены базовые понятия, на которых могут быть основаны последующие уточнения и дополнения (с учетом специфики применения искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации), относящиеся к разным техническим областям и отраслям применения.
В связи со стремительным развитием и производством отечественных навигационных систем воздушных судов гражданской авиации с применением технологии искусственного интеллекта возникла потребность в разработке стандарта, устанавливающего единое терминологическое обеспечение для осуществления взаимопонимания между всеми участниками процесса: разработчиками, поставщиками, пользователями, прочими заинтересованными сторонами. Настоящий стандарт позволит упорядочить документообразование и устранить технические барьеры при применении подобных "умных" информационных систем, что расширит рынок инноваций.
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ВПП - взлетно-посадочная полоса;
ОВД - обслуживание воздушного движения.
Термины, относящиеся к искусственному интеллекту
1 автоматический процесс (automatic process): Процесс, осуществляемый без участия человека.
2 автономность; автономный (autonomy, autonomous): Характеристика системы, определяющая возможность системы функционировать без внешнего управления или воздействия.
3
жизненный цикл (life cycle): Развитие системы, продукции, услуги, проекта или другой создаваемой человеком сущности от замысла до списания. |
[ГОСТ Р 57193-2016, пункт 4.1.19] |
4 когнитивные вычисления (cognitive computing): Класс технологий искусственного интеллекта, предназначенных для обеспечения более естественного взаимодействия людей с машинами.
Примечание - Технологии когнитивных вычислений включают в себя машинное обучение, обработку речи, обработку естественного языка, обработку изображений и человеко-машинный интерфейс.
5