Статус документа
Статус документа

ПНСТ 782-2022

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Термины и определения

Artificial intelligence for navigation systems of civil aviation aircraft. Terms and definitions



ОКС 35.020

Срок действия с 2024-01-01

до 2026-01-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ННК Консалтинг"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2022 г. N 96-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: contact@nnccompany.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Навигационные системы воздушных судов гражданской авиации с развитием систем ИИ эволюционируют по применяемым методам анализа от классических детерминированных алгоритмов обработки информации к когнитивным технологиям на базе искусственного интеллекта, позволяющим восстанавливать контекст происходящего при решении навигационных проблем.

При создании настоящего стандарта были исследованы как отечественные, так и зарубежные нормативные базы в области информационных технологий и искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Анализ показал отсутствие регламентирующих документов данной области.

Настоящий стандарт является первым в группе стандартов, устанавливающих нормативные требования в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации, которые будут регламентировать эксплуатационные характеристики, методики испытаний и требования к разработке искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации.

В настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий, относящихся к искусственному интеллекту для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Термины сгруппированы в подразделы, объединяющие несколько тематически связанных терминов.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым, а синонимы - курсивом.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ, а также при разработке технических заданий, нормативных документов, производстве продукции предметной области данного стандарта.

В стандарте введены базовые понятия, на которых могут быть основаны последующие уточнения и дополнения (с учетом специфики применения искусственного интеллекта для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации), относящиеся к разным техническим областям и отраслям применения.

В связи со стремительным развитием и производством отечественных навигационных систем воздушных судов гражданской авиации с применением технологии искусственного интеллекта возникла потребность в разработке стандарта, устанавливающего единое терминологическое обеспечение для осуществления взаимопонимания между всеми участниками процесса: разработчиками, поставщиками, пользователями, прочими заинтересованными сторонами. Настоящий стандарт позволит упорядочить документообразование и устранить технические барьеры при применении подобных "умных" информационных систем, что расширит рынок инноваций.

     2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВПП - взлетно-посадочная полоса;

ОВД - обслуживание воздушного движения.

     3 Термины и определения

Термины, относящиеся к искусственному интеллекту

1 автоматический процесс (automatic process): Процесс, осуществляемый без участия человека.

2 автономность; автономный (autonomy, autonomous): Характеристика системы, определяющая возможность системы функционировать без внешнего управления или воздействия.

3

жизненный цикл (life cycle): Развитие системы, продукции, услуги, проекта или другой создаваемой человеком сущности от замысла до списания.

[ГОСТ Р 57193-2016, пункт 4.1.19]

4 когнитивные вычисления (cognitive computing): Класс технологий искусственного интеллекта, предназначенных для обеспечения более естественного взаимодействия людей с машинами.

Примечание - Технологии когнитивных вычислений включают в себя машинное обучение, обработку речи, обработку естественного языка, обработку изображений и человеко-машинный интерфейс.

5

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs