ГОСТ 31507-2012
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Автотранспортные средства
УПРАВЛЯЕМОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ
Технические требования
Методы испытаний
Road vehicles. Handling and stability. Technical requirements. Test methods
МКС 43.060.01
Дата введения 2013-09-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2008* "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 1.2-2009. - Примечание изготовителя базы данных.
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 41-2012 от 24 мая 2012 г.)
За принятие стандарта голосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Армгосстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Российская Федерация | RU | Ростехрегулирование |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2012 г. N 1258-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31507-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 сентября 2013 г.
5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52302-2004
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе (каталоге) "Межгосударственные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Межгосударственные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС) категорий М, N и О в соответствии с [1]*, кроме АТС:
________________
* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
- имеющих максимальную скорость менее 40 км/ч;
- прицепов-тяжеловозов и полуприцепов-тяжеловозов;
- не предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 17697-72 Автомобили. Качение колеса. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 17697 и ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 скорость автомобиля : Линейная скорость центра масс автомобиля.
3.2 заброс угловой скорости автомобиля : Превышение угловой скорости автомобиля над установившимся ее значением, возникающим при переходе от прямолинейного движения к движению по окружности.
3.3 усилие на рулевом колесе : Усилие, приложенное к ободу рулевого колеса в его плоскости, необходимое для его поворота или предотвращения поворота.
3.4 стабилизация рулевого управления: Свойство рулевого управления, заключающееся в самостоятельном возвращении выведенных из нейтрального положения управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение, соответствующее прямолинейному движению АТС, после снятия усилия с рулевого колеса.
3.5 передаточное число рулевого управления : Отношение угла поворота рулевого колеса к среднему углу поворота управляемых колес, которое может определиться при любом значении угла поворота рулевого колеса.
3.6 прицеп (полуприцеп)-тяжеловоз: АТС категории О, предназначенное для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных тяжеловесных, грузов массой 20 т и более.
3.7 специализированные автотранспортные средства: АТС, предназначенные для перевозки грузов одного типа.
3.8 габаритный радиус автомобиля: Радиус окружности, которую описывает на горизонтальной опорной поверхности наиболее удаленная от центра поворота точка автомобиля во время его движения по окружности. Проекции выступающих частей кузова типа зеркал заднего вида при измерении габаритного радиуса не учитывают.
3.9 база автомобиля (прицепа): Расстояние между вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось передних колес, и вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось задних колес.
3.10 автотранспортные средства повышенной проходимости: АТС категории G по [1].
3.11 тип автотранспортного средства в отношении управляемости и устойчивости: АТС одной марки, модели и изготовителя, не имеющие существенного различия в отношении следующих характеристик:
а) категории;
б) колесной формулы;
в) типа привода;
г) массы и ее распределения по осям, высоте центра тяжести;
д) габаритных размеров;
е) базы;
ж) колеи;
з) электронных систем контроля устойчивости АТС;
и) рулевого управления:
1) конструкции элементов рулевого привода и геометрии их установки;
2) рулевого механизма и его передаточного отношения;
3) усилителя и (или) демпфера;
4) автоматических систем, влияющих на рулевое управление;
к) подвески и ее геометрии:
1) направляющих, демпфирующих и упругих элементов, стабилизаторов;
2) начальной регулировки параметров подвески;
3) автоматических систем изменения параметров подвески;
л) шин:
1) размера;
2) конструкции шин;
3) категории скорости и индекса грузоподъемности;
4) области применения (летние, зимние, всесезонные, универсальные, повышенной проходимости, спортивные, запасные временного использования, специальные).
4.1 Усилие на рулевом колесе
Усилие на рулевом колесе автомобиля не должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1 - Предельные величины усилий на рулевом колесе
Категория АТС | Усилие на рулевом колесе, , не более | |||
Неподвижный автомобиль | Движущийся автомобиль | |||
без рулевого усилителя | с рулевым усилителем | с исправным рулевым управлением | при отказе усилителя | |
200 | 60 | 150 | 300 | |
250 | ||||
350 | 250 | 200 | 450 | |
300 | 180 | 300 | ||
350 | 250 | 400 | ||
250 | 200 | 450* | ||
* Для грузовых автомобилей с двумя или большим числом мостов (осей) с управляемыми колесами допускается 500 |