Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70449-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМПЛЕКСЫ ТРЕНАЖЕРНЫЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

Общие технические требования

Simulator complexes for training of locomotive crews. General technical requirements



ОКС 45.060.10

Дата введения 2022-12-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства - филиалом ОАО "РЖД"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 045 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2022 г. N 1212-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на тренажерные комплексы (тренажеры), предназначенные для применения в процессе профессионального обучения и повышения квалификации локомотивных бригад (машинистов/помощников машиниста), с целью приобретения, закрепления и совершенствования ими навыков по управлению железнодорожным тяговым подвижным составом, а также по его обслуживанию и устанавливает типы указанных комплексов и общие технические требования к ним.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 21552 Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ Р 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 акт [протокол] приемо-сдаточных испытаний: Документ, оформляемый по итогам проведения контрольных испытаний продукции при приемочном контроле.

Примечание - Приемо-сдаточные испытания, как правило, проводятся изготовителем продукции. Если на предприятии-изготовителе имеется представитель заказчика, приемо-сдаточные испытания проводятся им в присутствии представителя изготовителя.

3.2

виртуальная реальность: Высокоразвитая форма виртуальной среды, обладающая высокой степенью достоверности визуализации, имитирующая как воздействие на изучаемый объект, так и реакции на это воздействие.

[ГОСТ Р 57721-2017, пункт 3.9]

3.3

виртуальная среда: Форма имитационного моделирования, использующая средства визуализации для формирования наглядных копий моделируемых систем (объектов, процессов, явлений).

[ГОСТ Р 57721-2017, пункт 3.2]

3.4 задержка реакции системы: Интервал времени, необходимый для обработки сигналов в системе тренажерного комплекса, определяемый как разница между запаздыванием реакции реального объекта на управляющее воздействие и имеющимся на тренажере запаздыванием реакции системы подвижности, системы визуализации или приборов и акустической системы на идентичное управляющее воздействие.

3.5 инструктор: Работник организации (предприятия), назначенный ответственным за проведение практических занятий на тренажерах и за управление тренажерным комплексом.

3.6 исходные данные: Комплекс данных, в который входят общие требования заказчика, описание и расположение всех визуальных объектов на экранах в подвижном составе, а также данные: отражающие логические взаимосвязи между различными модулями подвижного состава; о типах экранов в нем; для изготовления физической модели; для разработки математической модели и для создания звукового окружения в тренажере.

3.7 локомотивная бригада: Работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов, моторвагонного подвижного состава, а также специального самоходного подвижного состава.

3.8 макет кабины тягового подвижного состава: Модель внутренней части кабины тягового железнодорожного подвижного состава, имитирующая рабочее место членов локомотивной бригады на тренажере по размеру, составу, размещению и функционированию оборудования воспроизводимой кабины.

3.9

математическая модель: Модель, в которой сведения об объекте моделирования представлены в виде математических символов и выражений.

[ГОСТ Р 57188-2016, статья 2.1.2]

3.10

модель: Сущность, воспроизводящая явление, объект или свойство объекта реального мира.

[ГОСТ Р 57188-2016, статья 2.1.1]

3.11 модернизация тренажерного комплекса [тренажера]: Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего технического средства путем замены его составных частей (в том числе программного обеспечения) на более совершенные.

3.12 навык: Способ выполнения трудового действия, сформированный у работника и доведенный до автоматизма путем многократного повторения.

3.13 обновление программного обеспечения: Усовершенствование или расширение технических возможностей тренажерного комплекса с сохранением существующего квалификационного типа.

3.14

поезд: Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.8]

3.15

программное обеспечение: Совокупность компьютерных программ и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

[ГОСТ Р 51904-2002, пункт 3.47]

3.16 протокол испытаний: Документ, оформляемый по итогам проведения испытаний для оценки тренажерного комплекса конкретному типу.

3.17 рабочее место инструктора: Специализированное рабочее место, предназначенное для управления работой тренажерного комплекса и проведения обучения локомотивных бригад (индивидуальных и/или групповых занятий), снабженное для его функционирования программно-техническими средствами и располагаемое отдельно или внутри тренажерного комплекса, обеспечивающее взаимодействие с ним, а также для проверки и оценки знаний и умений локомотивных бригад.

3.18 система визуализации: Система для формирования и воспроизведения изображения, имитирующего обстановку по пути следования подвижного состава, видимую из кабины машиниста.

Примечание - В качестве основы формирования и воспроизведения изображения могут быть использованы видеофильмы, средства 3D-графики и другие средства зрительного отображения моделируемой обстановки.

3.19 тренажерный комплекс [тренажер]: Техническое средство, воспроизводящее (имитирующее) условия управления реальным объектом, предназначенное для формирования и совершенствования у обучающихся профессиональных умений и навыков, необходимых для управления этим объектом, и обеспечивающее контроль выполнения ими приемов управления в штатных ситуациях, а также отработки действий в нестандартных ситуациях, а также для проверки и оценки знаний и умений локомотивных бригад.

Примечание - Под "реальным объектом" в данном случае понимается железнодорожный тяговый подвижной состав.

3.20

технологии дополненной реальности: Комплекс технологических решений, позволяющий с использованием специальных средств обработки и отображения информации (например, очки и шлемы дополненной реальности) дополнять объекты реального мира виртуальными элементами различной модальности (изображения, текст, аудио и пр.).

[ГОСТ Р 59278-2020, пункт 3.6]

3.21

тяговый железнодорожный подвижной состав: Совокупность видов железнодорожного подвижного состава, обладающего тяговыми свойствами для выполнения перевозочного процесса и включающая в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав.

[Адаптировано из ГОСТ 31539-2012, статья 3]

3.22 умение: Освоенный работником способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируемый посредством выполнения упражнений.

     4 Классификация

В таблице 1 представлены основные (квалификационные) типы тренажерных комплексов (тренажеров), область их применения, состав и функциональные возможности, а также структура основных задач по формированию навыков по управлению тяговым подвижным составом (квалификационные требования). Тип (квалификационный) тренажерного комплекса определяется степенью его соответствия реальному рабочему месту машиниста/помощника машиниста и реальным условиям работы по управлению и обслуживанию тягового подвижного состава.

Таблица 1 - Типы тренажерных комплексов для обучения локомотивных бригад

Обозначение типа

Наименование типа

Область применения

Состав и функциональные возможности

Квалификационные требования

1

Компьютерный тренажер

При отработке отдельных операций или комплекса операций:


- в процессе профессионального обучения;


- при повышении квалификации

Выполнен на основе персонального компьютера.


Может иметь несколько мониторов и звуковую систему.


Позволяет самостоятельно изучать оборудование и системы тягового подвижного состава различных типов и серий.


Может при наличии соответствующего программного обеспечения использоваться также для изучения особенностей путевой обстановки, характерных особенностей участков пути, а также нормативных и/или методических материалов, связанных с этими участками пути, а также иных материалов, регламентируемых программой обучения.


Тренажеры этого типа могут объединяться в учебные классы с рабочим местом инструктора (т.е. в единую взаимосвязанную сеть, управляемую с рабочего места инструктора), использоваться для проведения экзаменов. Могут дополняться средствами виртуальной или дополненной реальности

Отработка отдельных операций или комплекса операций, включающих:


- приведение тягового подвижного состава в рабочее состояние;


- взаимодействие с интерфейсом человек-машина;


- приведение поезда в движение.


Остальные требования формируются в зависимости от решаемой задачи, необходимой для отработки отдельных операций или комплекса операций

2

Процедурный тренажер

В процессе профессионального обучения.


При повышении квалификации

Пульт управления машиниста имитируется с использованием сенсорных мониторов. Могут использоваться также отдельные реальные органы управления. Выполнен на основе одного или нескольких компьютеров. В состав тренажера входит звуковая система.


Позволяет самостоятельно изучать оборудование и системы тягового подвижного состава различных типов и серий.


Тренажеры этого типа могут объединяться в учебные классы с рабочим местом инструктора (т.е. в единую взаимосвязанную сеть, управляемую с рабочего места инструктора), использоваться для проведения экзаменов. Могут дополняться средствами виртуальной или дополненной реальности

Отработка отдельных операций и/или процедур (при наличии реальных органов управления формирование устойчивых навыков по их использованию), включающих:


- приведение тягового подвижного состава в рабочее состояние;


- взаимодействие с интерфейсом человек-машина;


- приведение поезда в движение.


Остальные требования формируются в зависимости от решаемой задачи, необходимой для отработки отдельных операций или комплекса операций (процедур)

3

Тренажерные комплексы

3.1

Тренажерные комплексы с пультом управления машиниста

В процессе профессионального обучения.


При повышении квалификации

Выполнен на основе реального пульта машиниста с использованием реальных органов управления.


В состав тренажера должно входить рабочее место инструктора, которое предназначено для управления работой тренажера и проведения обучения.


Может быть дополнен средствами виртуальной или дополненной реальности.


Позволяет изучать оборудование и системы тягового подвижного состава конкретной серии.


Тренажеры этого типа могут объединяться в учебные классы с рабочим местом инструктора (т.е. в единую взаимосвязанную сеть, управляемую с рабочего места инструктора), использоваться для проведения экзаменов

Формирование устойчивых навыков по управлению поездом, включающих:


- приведение тягового подвижного состава в рабочее состояние;


- взаимодействие с интерфейсом человек-машина;


- приведение поезда в движение.


Остальные требования формируются в зависимости от решаемой задачи, необходимой для отработки отдельных процедур или комплекса процедур по управлению поездом

3.2

Тренажерный комплекс с кабиной

В процессе профессионального обучения.


При проведении периодических проверок.


При повышении квалификации.


В соревнованиях профессионального мастерства

В состав тренажерного комплекса входит макет кабины тягового подвижного состава конкретного типа и серии тягового железнодорожного подвижного состава. В нем расположены рабочие места локомотивной бригады с реальным пультом управления.


В состав тренажерного комплекса должно входить рабочее место инструктора, которое предназначено для управления работой тренажерного комплекса и проведения обучения.


В состав тренажерного комплекса может входить дополнительное рабочее место, оборудованное сенсорным монитором для обучения действиям при приемке перед поездкой на тяговом подвижном составе, прицепке к составу, отцепке от состава и т.п. При этом обеспечивается воздействие на органы управления, отображение сигнальных ламп и приборов, расположенных вне кабины.


В состав тренажерного комплекса может входить оборудование для проведения групповых занятий в учебном классе. Это оборудование позволяет анализировать действия машиниста по управлению поездом в, том числе, в пошаговом режиме

Обучение:


- управлению тормозами тягового подвижного состава и поезда;


- управлению тягой;


- действиям в нештатных ситуациях;


- соблюдению регламента переговоров;


- применению ресурсосберегающих технологий ведения поезда.


Формирование индивидуального учебного задания на основе результатов эксплуатационной работы и предыдущих испытаний на тренажерном комплексе или иных способов проверки знаний

3.3

Тренажерный комплекс с системой подвижности кабины

В процессе профессионального обучения.


При проведении периодических проверок.


При повышении квалификации.


В соревнованиях профессионального мастерства

В состав тренажерного комплекса входит макет кабины тягового подвижного состава конкретного типа и серии тягового железнодорожного подвижного состава. В нем расположены рабочие места локомотивной бригады с реальным пультом управления.


В состав тренажерного комплекса должна входить система подвижности макета кабины тягового подвижного состава, которая обеспечивает моделирование динамических воздействий на машиниста при разгонах, торможениях, прохождении кривых, стрелочных переводов и т.п.


В состав тренажерного комплекса должно входить рабочее место инструктора, которое предназначено для управления работой тренажерного комплекса и проведения обучения.


В состав тренажерного комплекса может входить дополнительное рабочее место, оборудованное сенсорным монитором для обучения действиям при приемке перед поездкой на тяговом подвижном составе, прицепке к составу, отцепке от состава и т.п. При этом обеспечивается воздействие на органы управления, отображение сигнальных ламп и приборов, расположенных вне кабины


В состав тренажерного комплекса может входить оборудование для проведения групповых занятий в учебном классе

Обучение:


- управлению тормозами тягового подвижного состава и поезда;


- управлению тягой;


- действиям в нештатных ситуациях;


- соблюдению регламента переговоров;


- применению ресурсосберегающих технологий ведения поезда.


Формирование индивидуального учебного задания на основе результатов эксплуатационной работы и предыдущих испытаний на тренажерном комплексе или иных способов проверки знаний

Формируемые, совершенствуемые навыки по управлению.


Примечание - В таблице указан минимально необходимый набор характеристик, определяющих тип тренажерного комплекса.


     5 Общие требования

5.1 Тренажерный комплекс (тренажер) должен обеспечивать соответствие (в части его квалификационного типа) системам/оборудованию тягового подвижного состава конкретного типа и серии.

5.2 Внутреннее исполнение тренажерного комплекса (тренажера) типов 3.2 и 3.3 должно обеспечивать для обучаемых условия, соответствующие их реальным рабочим местам на тяговом подвижном составе конкретных серий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»