Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70389-2022



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СХЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ ГОРОДОВ

Процессы разработки и актуализации. Технические условия на закупку

City heat supply schemes. Development and updating processes. Purchase specifications



ОКС 03.080.10

Дата введения 2023-05-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ") совместно с Некоммерческим партнерством "Энергоэффективный город"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 "Услуги (работы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. N 1096-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Разработка схем теплоснабжения регламентируется [1] и [2].

Указанными нормативными документами установлены общие требования к структуре и составу схем теплоснабжения поселений, городских округов (далее - схемы теплоснабжения), разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечению надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономическому стимулированию развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

В силу технологического взаимовлияния и экономической взаимозависимости процессов повышения надежности теплоснабжения, изменения параметров теплоносителя, замены топлива, экологического воздействия объектов теплоснабжения на окружающую среду, процессов энергосбережения у потребителей и поставщиков, создания децентрализованных систем отопления и систем отопления и горячего водоснабжения (ГВС), изменения схем подключения потребителей, а также инвестиционных процессов в техническом задании на разработку схемы теплоснабжения невозможно сформулировать конкретные требования к большинству принимаемых в схеме теплоснабжения решений, включая мощность системы и отдельных объектов, ввод новых объектов, их характеристики и места размещения, распределение тепловой нагрузки и т.д.

Эти и другие решения являются результатом вариантных проработок, учитывающих состояние существующих систем теплоснабжения, состояние смежных систем, варианты застройки и выбора других способов отопления и ГВС, тенденций снижения потребления тепловой энергии и мощности в зданиях, варианты изменения тарифов и наличие потенциальных инвестиционных возможностей.

Учитывая невозможность точной оценки перечисленных выше факторов на дальнюю перспективу, в [3] введено требование о ежегодной актуализации схем теплоснабжения.

Примечание - Актуализация схемы теплоснабжения не осуществляется в случае утверждения генерального плана поселения, городского округа, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) составляет менее пяти лет. В указанных случаях разрабатывается новая схема теплоснабжения (пункт 12 [1]).

Таким образом, разработка схем теплоснабжения в форме документов, содержащих предпроектные материалы, является сложной многофакторной задачей без заранее известного оцифрованного результата, имеет творческий характер и не может рассматриваться как типовая, в отличие от типовых проектов инженерного характера по строительству, проектированию народно-хозяйственной продукции (изделий), когда облик проектируемого объекта известен и требуется оценить и рассчитать его характеристики (параметры).

В целях нахождения схемных решений, обеспечивающих оптимальное развитие систем теплоснабжения наиболее экономичным образом, техническое задание на разработку схемы теплоснабжения может включать требования выполнения прикладных научных исследований, не являющихся непосредственной составной частью схемы теплоснабжения в соответствии с нормативно установленными к схемам требованиями, но необходимых для обоснования принимаемых решений. Эти дополнительные исследования (разделы схемы теплоснабжения [1]) могут не рассматриваться при обсуждении схемы теплоснабжения на публичных слушаниях.

Необходимость разработки настоящего стандарта обусловлена:

- повышением требований к техническому уровню и качеству схем теплоснабжения, в том числе связанных с изменениями и дополнениями нормативных документов в области разработки схем теплоснабжения;

- развитием комплекса стандартов "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами".

     1 Область применения

Настоящий стандарт применяется при подготовке технического задания на разработку и актуализацию схем теплоснабжения поселений, городских округов, имеющих системы централизованного теплоснабжения.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7.32 Система стандартов по информации по библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

ГОСТ 15.016 Система разработки и постановки продукции на производство. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению

ГОСТ 15.101 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 (актуализированная) схема теплоснабжения поселения, городского округа; схема теплоснабжения: Документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа и их развитие.

3.2 система теплоснабжения: Совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

3.3 заказчик схемы теплоснабжения [актуализированной схемы теплоснабжения]; заказчик: Уполномоченная государственная или муниципальная организация (орган исполнительной власти города федерального значения или орган местного самоуправления поселения, городского округа, государственная корпорация, фонд, государственное или муниципальное учреждение, предприятие), уполномоченная принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также субъект хозяйственной деятельности, юридическое лицо, которые заключают контракт (договор) на разработку (актуализацию) схемы теплоснабжения с разработчиком.

3.4 разработчик [исполнитель] схемы теплоснабжения; разработчик [исполнитель]: Уполномоченный орган местного самоуправления, уполномоченный орган исполнительной власти городов федерального значения, самостоятельно осуществляющие разработку схемы теплоснабжения, или юридическое лицо, осуществляющее разработку схемы теплоснабжения по контракту (договору) с вышеназванными органами, с иными заказчиками либо по собственной инициативе.

3.5 объекты теплоснабжения: Источники тепловой энергии, тепловые сети, насосные станции, тепловые пункты, принадлежащие субъекту теплоснабжения или переданные ему в эксплуатацию.

3.6 субъекты теплоснабжения: Лица, осуществляющие деятельность в сфере теплоснабжения, в том числе единые теплоснабжающие организации, теплоснабжающие и теплосетевые организации.

3.7 техническое задание; ТЗ: Исходный технический документ для разработки схемы теплоснабжения, устанавливающий требования к ней, а также требования к объему, срокам проведения работы и форме представления результатов.

3.8 модель: Система, исследование которой служит средством для получения информации об объекте моделирования, описывающая существенные для конкретного рассмотрения объекта параметры и переменные характеристики объекта и связи между ними.

3.9

компьютерная модель (электронная модель): Модель, выполненная в компьютерной (вычислительной) среде и представляющая собой совокупность данных и программного кода, необходимого для работы с данными.

[ГОСТ Р 57412-2017, пункт 3.1.7]

3.10 компьютерное [электронное] моделирование: Научный вычислительный эксперимент над компьютерной моделью исследуемого объекта, проводимый с помощью компьютера. Одним из направлений компьютерного моделирования является моделирование сложных систем взаимодействующих объектов с целью обоснования принимаемых решений по определению стратегии развития и оптимизации таких систем.

3.11

сложная система взаимодействующих объектов: Совокупность взаимосвязанных между собой объектов, обладающих индивидуальным поведением и свойствами, организованная для достижения заявленных требований, являющаяся объектом моделирования для виртуально-имитационных моделей.

Примечание - Свойства системы в целом не являются совокупностью всех свойств взаимосвязанных объектов из ее состава.

[ГОСТ Р 57700.22-2020, пункт 3.1.5]

3.12 научные исследования: Исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования), и (или) исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.

3.13 научный и (или) научно-технический результат: Продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

3.14 опросные листы: Структурированный перечень исходной информации, которая необходима разработчику для выполнения государственного или муниципального контракта или договора на разработку (актуализацию) схемы теплоснабжения.

3.15 этап разработки схемы теплоснабжения: Составная часть технического задания, являющаяся объектом планирования по видам работ (услуг), срокам исполнения и объектам финансирования.

     4 Общие положения

4.1 Техническое задание (ТЗ) является неотъемлемой частью контракта (договора), заключаемого между заказчиком и разработчиком. При проведении конкурентных закупок раздел "Техническое задание" является основной технической частью закупочной документации. Этот раздел также рассматривается как способ описания заказчиком объекта закупки.

В приложении А представлен пример технического задания.

4.2 Заказчик утверждает ТЗ. Разработку, согласование и утверждение ТЗ в случае инициативной разработки осуществляет разработчик в установленном порядке.

4.3 Согласованное и утвержденное ТЗ является обязательным документом для заказчика и разработчика.

4.4 Для поселений, городских округов с численностью населения 10000 человек и более с большим количеством объектов теплоснабжения и потребителей тепловой энергии систему теплоснабжения и соответствующую схему теплоснабжения можно рассматривать, как сложные системы взаимодействующих объектов (ССВО). Для исследования таких ССВО в [1] предусмотрена разработка компьютерных (электронных) моделей и применяется компьютерное моделирование - научный вычислительный эксперимент над компьютерной моделью с целью получения информации о существующем состоянии и новых знаний о прогнозируемом состоянии системы теплоснабжения в зависимости от принимаемых решений по ее развитию в динамике.

В зависимости от сложности системы теплоснабжения в ТЗ для поселений с населением до 10000 тысяч* человек заказчиком также может быть включено требование о разработке электронной модели.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Компьютерное моделирование используют также при расчете надежности теплоснабжения, при разработке мастер-плана [выборе оптимального сценария (варианта) развития системы теплоснабжения].

Таким образом, в состав ТЗ включают типовые разделы, которые можно рассматривать как прикладные научные разработки.

4.5 При включении в техническое задание дополнительных работ, относящихся к научным исследованиям, и при разработке схемы теплоснабжения в целом как научно-исследовательской работы, оформление соответствующих разделов технического задания осуществляют с учетом требований ГОСТ 7.32 в части, не противоречащей требованиям [1] и [2].

Учитывать требования ГОСТ 15.101 и ГОСТ 15.016 не требуется, поскольку эти стандарты применяются для научно-исследовательских работ (НИР), предшествующих разработке народно-хозяйственной продукции (изделий).

4.6 Если при разработке схемы теплоснабжения ее отдельные составные части по контракту (договору) с разработчиком выполняются соисполнителями, заказчик вправе внести в техническое задание и (или) контракт (договор) требование согласования с ним перечня соисполнителей.

4.7 В связи с невозможностью точного описания в техническом задании технических характеристик планируемой системы теплоснабжения заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться требованиями к схемам теплоснабжения по количеству глав, разделов, их составу, содержанию и форме, утвержденными [1].

4.8 В техническом задании не допускается использование указаний на конкретного производителя оборудования и объектов теплоснабжения, которые могут быть запланированы к монтажу или строительству в соответствии со схемой теплоснабжения.

4.9 Срок действия разрабатываемой схемы теплоснабжения в техническом задании и контракте (договоре) определяется требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными [1].

Проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генерального плана соответствующего поселения, городского округа, города федерального значения (далее - генеральный план), за исключением случая, если на дату принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения срок действия генерального плана составляет менее 5 лет либо отсутствует утвержденный в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генеральный план. В этом случае проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 10 лет.

     5 Проведение исследований

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».