Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70390-2022 Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Социокультурное программирование. Основные требования и процессы

     6 Ключевые этапы и инструменты вовлечения граждан в разработку проекта благоустройства и социокультурное программирование территории

Участие заинтересованных сторон необходимо организовывать на всех этапах жизненного цикла общественного пространства: определение целей и задач, формирование функциональной и социокультурной программы территории, разработка и согласование концепции функционального наполнения, определение идентичности места и детальный дизайн, строительство и эксплуатация объекта. Сроки разработки проекта и программу вовлечения горожан необходимо разрабатывать с учетом требований и процессов, описанных в [1]-[5].

Для общественных пространств выделяют этапы разработки и реализации проекта, а также эксплуатации территории с вовлечением граждан (см. таблицу 3).

Таблица 3

Этап разработки и реализации проекта, рекомендуемые сроки

Организация и задачи вовлечения и социокультурного программирования

Инструменты и форматы вовлечения

Этап 1.


Выбор территории


Длительность - не менее 2 мес

Формирование критериев отбора и сбор предложений от граждан по развитию приоритетных территорий.


Выбор приоритетной территории

Проведение онлайн и оффлайн опроса.


Организация широкой информационной и коммуникационной кампании проекта

Этап 2.


Предпроектное исследование и разработка функциональной программы места


Длительность - не менее 2-3 мес

Определение целей и задач развитие территорий.


Определения проблем, ценностей территории.


Формирование функциональной программы территории.


Формирование идентичности и уникальности места.


Разработка и согласование открытого общественного задания на проектирование.


Формирование рабочей группы проекта (с участием архитекторов, специалистов, отвечающих за вовлечение и социокультурное программирование, активных представителей интересантов проекта и сообществ)

Создание и регулярное ведение каналов коммуникации проекта: сайта и/или социальных сетей.


Организация онлайн и офлайн опросов.


Проведение индивидуальных интервью с основными интересантами проекта.


Организация фокус-групп с каждой из категорий интересантов проектов, включая исключенные группы.


Проведение открытого проектного семинара с участием всех заинтересованных сторон, включая работу в малых группах для подробного обсуждения решений

Этап 3.


Разработка и согласование концепции общественного пространства


Длительность - не менее 2-3 мес

Презентация и обсуждение предварительной концепции благоустройства с рабочей и/или экспертной группой проекта.


Презентация и открытое обсуждение предварительной концепции благоустройства с гражданами, сбор предложений по корректировке и доработке проекта.


Проработка детального дизайна отдельных зон и площадок.


Доработка проекта с учетом пожеланий граждан и ее итоговое согласование со всеми интересантами.


Разработка культурной программы наполнения территорий, включая план будущих мероприятий и потенциальных партнеров.


Обсуждение программы эксплуатации территории и оценка ресурсов, необходимых для ее содержания

Ведение каналов коммуникации проекта и своевременное информирование граждан.


Проведение открытого проектного семинара с участием всех заинтересованных сторон, включая работу в малых группах для подробного обсуждения решений.


Организация фокус-групп по обсуждению детального дизайна и функционального наполнения отдельных зон, включая работу с исключенными и труднодоступными группами.


Организация опросов для оценки разработанной концепции или уточнения отдельных решений.


Открытая презентация доработанного проекта

Этап 4.


Разработка и утверждение ПСД


Длительность - в соответствии с контрактом на производство СМР

Разработка ПСД на основе согласованной концепции развития общественного пространства.


Определение сметной стоимости и прохождение экспертизы

Обсуждение и согласование ПСД с рабочей группой проекта, включая разработчиков архитектурной концепции, специалистов, отвечающих за вовлечение жителей и социокультурное программирование, активных представителей интересантов проекта и сообществ

Этап 5.


Проведение СМР и приемка объекта


Длительность - в соответствии с контрактом на производство СМР

Реализация проекта в сопровождении рабочей группы проекта и группы общественного контроля.


Прямое участие граждан в реализации видов работ, не требующих особой квалификации (при желании жителей)

Организация регулярных встреч групп общественного контроля с участием подрядчика, разработчиков ПСД, специалистов, отвечающих за вовлечение граждан (не менее одного раза в неделю).


Организация мероприятий по совместной реализации части проекта

Этап 6.


Процесс долгосрочного функционирования и управления общественным пространством


Длительность - на протяжении всего функционирования объекта

Проведение постоценки благоустроенной территории для оценки эффективности проектных решений, определения необходимости изменения работы операторов территории и сценариев ее использования.


Обсуждение необходимости проведения ремонтных работ.


Обновление программы развития и программы событийного наполнения территории

Организация регулярных онлайн и оффлайн опросов по оценке функционирования общественного пространства и его отдельных зон.


Проведение регулярных встреч и общественных обсуждений с пользователями общественного пространства (не менее трех раз в год).


Проведение обсуждений, семинаров и мастерских по формированию событийной программы территории (не менее двух раз в год)

Перед началом разработки проекта благоустройства необходимо составить детальный план консультаций и вовлечения граждан для каждого из этапов разработки проекта, в котором будет учтена представленность интересов различных социальных и возрастных групп, прописаны темы и участники консультаций, сформированы цели, конкретные вопросы, формат и образ результата для каждого мероприятия.

На всех этапах разработки и реализации проекта необходимо организовать публичный доступ к основным обсуждаемым материалам исследований и проекта: это могут быть альбомы и отдельные страницы с подробными схемами, наглядными иллюстрациями и понятными текстами, выложенные в публичном доступе на сайте проекта или группах проекта в социальных сетях.

Анонсирование публичных и открытых мероприятий должно проводиться не менее чем за 7 дней до даты проведения мероприятия.

Публичные отчеты по итогам проведенных публичных мероприятий должны быть опубликованы не позднее 10 дней после даты проведения мероприятий.