ИЗМЕНЕНИЕ N 2
ГОСТ Р 55820-2013 "Рельсы железнодорожные остряковые. Технические условия"
ОКС 45.060
Дата введения 2023-01-01
УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.10.2022 N 1046-ст
Содержание. Приложение Е. Наименование приложения изложить в новой редакции: "Шаблоны для контроля размеров, формы поперечного сечения и скручивания концов рельсов";
исключить слово: "Библиография".
Раздел 2. Заменить датированные ссылки на недатированные;
заменить ссылки: "ГОСТ 1497-84 (ISO 6892-84)" на "ГОСТ 1497 (ИСО 6892-84)", "ГОСТ 2.601-2013" на "ГОСТ Р 2.601", "ГОСТ ISO 9001-2011" на "ГОСТ Р ИСО 9001", "ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции" на "ГОСТ Р 50779.12-2021 Статистические методы. Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции", "ГОСТ 22536.5-87" на "ГОСТ 22536.5 (ИСО 629-84)".
Пункты 3.1.2 и 3.1.4 исключить.
Пункт 3.1.5. Примечание изложить в новой редакции:
"Примечание - Контрольными считают первые и последние рельсы, прокатанные из непрерывнолитых заготовок каждого ручья, соответствующих началу и концу разливки одной или серии плавок".
Пункт 3.1.11. Примечание исключить.
Пункт 3.1.12 изложить в новой редакции:
"3.1.12 поверенный (аттестованный) стенд: Приемочный стеллаж, поверенный (аттестованный) метрологической службой".
Пункт 3.1.13. Примечание. Заменить слова: "(см. рисунки 1, 2 и 3)" на "[см. рисунки Г.1, Г.2 и Г.3 (приложение Г)]".
Пункт 3.1.15. Исключить слова: "(для скоростей движения до 140 км/ч)".
Пункт 3.1.16. Исключить слова: "скоростей движения более 140 км/ч - для скоростного,".
Пункт 3.1.19 изложить в новой редакции:
"3.1.19 скоростное совмещенное движение: Способ организации движения железнодорожного подвижного состава, при котором по одним и тем железнодорожным путям осуществляют скоростное пассажирское движение, совмещенное с грузовым и пассажирским".
Раздел 3 дополнить пунктом 3.1.24:
"3.1.24 высокоскоростное движение: Способ организации движения железнодорожного подвижного состава, при котором по рельсам специального назначения осуществляют только пассажирское движение".
Пункт 3.2. Примечание исключить.
Пункт 3.3 дополнить сокращением (перед первым):
"ВС - высокоскоростное движение;".
Пункт 4.1. Первый абзац. Перечисление а) изложить в новой редакции:
"а) по назначению:
1) рельсы общего назначения;
2) рельсы специального назначения (рельсы для конструкций ВСП для скоростного совмещенного и высокоскоростного движения (ВС));
3) рельсы технологического железнодорожного транспорта организаций";
второй и третий абзацы исключить.
Пункт 4.2. Таблица 1. Графа "Характеристика категории рельсов". Для категории рельсов "НТ320ВС" заменить слова: "скоростного, скоростного совмещенного" на "скоростного совмещенного";
примечание. Заменить ссылку: "в п.1" на "в 4.1".
Пункт 5.1.2. Заменить ссылку: "ГОСТ ISO 9001" на ГОСТ Р ИСО 9001".
Подпункт 5.2.1.1 и рисунки 1-3 исключить.
Подпункт 5.2.1.2 изложить в новой редакции:
"5.2.1.2 Основные (контролируемые) размеры поперечного сечения рельсов приведены на рисунке 4 и в таблице 2.
Рисунок 4 - Основные (контролируемые) размеры поперечного сечения рельсов
Таблица 2 - Номинальные значения контролируемых размеров поперечного сечения рельсов
В миллиметрах | ||||
Размер поперечного сечения | Обозначение | Значение размеров для рельса типа | ||
|
| ОР50 | ОР65 | ОР75 |
Высота рельса | H | 112,00 | 140,00 | 152,00 |
Ширина головки | b | 73,83 | 77,33 | 74,84 |
Ширина подошвы | B | 132,00 | 132,00 | 132,00 |
Толщина шейки | e | 58,00 | 58,00 | 56,50 |
Ширина короткого плеча подошвы | d | 14,00 | 18,00 | 20,50 |
Расстояние от грани шейки со стороны короткого плеча подошвы до точки сопряжения радиуса R15 мм и уклона боковой грани головки 1:20 | c | 69,10 | 66,50 | 63,50 |
Предельные отклонения основных (контролируемых) размеров и формы поперечного сечения рельсов приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Предельные отклонения контролируемых размеров и формы поперечного сечения рельсов
В миллиметрах | |||||
Наименование показателя | Обозначение | Класс профиля рельса | |||
|
| X | Y | 2 | |
Высота рельса | типа ОР50 | H | +0,80 -0,40 | +1,60 -0,80 | |
| типа ОР65, ОР75 |
| +0,80 -0,60 | +1,60 -1,20 | |
Ширина головки | b | ±0,50 | ±1,00 | ||
Ширина подошвы | B | ±1,00 | +1,50 -2,00 | +3,00 -4,00 | |
Толщина шейки | e | ±0,50 | ±1,00 | ||
Отклонение формы поверхности катания от номинальной | - | ±0,50 | ±1,00 | ||
Выпуклость основания подошвы, не более | - | 0,30 | 0,50 | 1,00 | |
Ширина короткого плеча подошвы | d | ±1,00 | +2,00 -1,00 | ||
Расстояние от грани шейки со стороны короткого плеча подошвы до точки сопряжения радиуса R15 мм и уклона боковой грани головки 1:20 | c | +0,60 -0,50 | +1,20 -1,00 | ||
Примечание - Прочерк означает, что обозначение показателя отсутствует. |
Для рельсов специального назначения применяют нормы класса профиля X, общего назначения - Y, рельсов технологического железнодорожного транспорта организаций - 2".
Подпункт 5.2.1.3. Второй абзац исключить.
Подпункт 5.2.1.4 изложить в новой редакции:
"5.2.1.4 Отклонение от перпендикулярности шейки со стороны длинного плеча подошвы и подошвы рельса не должно превышать 0,5 мм".
Пункт 5.2.1 дополнить подпунктом 5.2.1.5:
"5.2.1.5 Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров и не контролируемые при приемке рельсов, и расчетные параметры конструкции рельсов приведены в приложении Г".
Пункт 5.2.2. Примечание исключить;
дополнить абзацем:
"Длина рельсов указана при температуре 15°C. Результаты измерений, проведенных при других температурах, следует скорректировать с учетом температурного линейного расширения рельсов. Изменение длины рельсов , м, определяют по формуле
, (1)
где - температурный коэффициент линейного расширения (приложение Г, таблица Г.1), 1/°C;
- разность между 15°C и фактической температурой измерения, °C;
L - длина рельса при фактической температуре измерения, м".
Пункт 5.2.3 изложить в новой редакции:
"5.2.3 Перпендикулярность торцов рельсов
Отклонение плоскостей поверхностей торцов от перпендикулярности по отношению к продольной поверхности рельса (косина торцов) не должно превышать 0,6 мм для рельсов класса прямолинейности А, 1,0 мм - для рельсов класса прямолинейности В и 2,0 мм - для рельсов класса прямолинейности 2".
Пункт 5.2.4. Таблица 4. Графа "Класс прямолинейности рельсов". Для отклонения рельса в целом в вертикальной плоскости. Заменить слово: "плоскостности" на "прямолинейности";
сноска "*". Заменить слово: "очки" на "точки";
обозначения изложить в новой редакции:
"d - предельное отклонение;
L - базовая длина, для которой установлено предельное отклонение;
e - предельное отклонение конца рельса вниз;
F - расстояние от торца до начала отклонения конца рельса вниз";