Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70258-2022



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАТЫ ПОДБАЛЛАСТНЫЕ ДЛЯ ВИБРОИЗОЛЯЦИИ КОНСТРУКЦИИ ВЕРХНЕГО СТРОЕНИЯ ПУТИ

Методы испытаний

Sub ballast mats for railway superstructure vibration isolation. Test methods



ОКС 91.100.99

        91.120.20

        91.120.25

Дата введения 2022-09-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук" (НИИСФ РААСН)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2022 г. N 735-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Подбалластные маты предназначены для снижения и оптимизации статического и динамического модулей упругости пути (звеньевого и бесстыкового железнодорожного пути любой категории по СП 119.13330, трамвайного пути по СП 98.13330 и пути метрополитена по СП 120.13330) в целях снижения динамической нагрузки, передаваемой от подвижного состава на основную площадку земляного полотна и другие объекты инфраструктуры, в том числе для снижения вторичного и переизлучаемого шума на искусственных сооружениях, внутри объектов инфраструктуры, в близлежащих зданиях и сооружениях.

Помимо этого, подбалластные маты применяют для устройства участков переменной жесткости, в том числе в зоне примыкания к искусственному сооружению, между различными конструкциями верхнего строения пути (например, типовой и виброзащитной), а также в иных случаях, обоснованных расчетом. Применение подбалластных матов в ряде случаев также позволяет снизить толщину балластного слоя.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на подбалластные маты для виброизоляции конструкции верхнего строения пути рельсового транспорта и устанавливает методы определения основных физико-механических показателей (характеристик), необходимых для проектирования и эксплуатации эффективных систем виброизоляции конструкции верхнего строения пути.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 166 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 5632 Нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки

ГОСТ 6433.1 (СТ СЭВ 2121-80) Материалы электроизоляционные твердые. Условия окружающей среды при подготовке образцов и испытании

ГОСТ 6433.2-71 (СТ СЭВ 2411-80) Материалы электроизоляционные твердые. Методы определения электрического сопротивления при постоянном напряжении

ГОСТ 7392 Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия

ГОСТ 12423 (ISO 291:2008) Пластмассы. Условия кондиционирования и испытания образцов (проб)

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16217 Датчики силы тензорезисторные. Термины и определения

ГОСТ 22261 Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия

ГОСТ 23326 Резина. Методы динамических испытаний. Общие требования

ГОСТ 25015 (ISO 1923:1981) Пластмассы ячеистые и пенорезины. Метод измерения линейных размеров

ГОСТ 28840 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования

ГОСТ 31552 Плиты вибрационные уплотняющие. Общие технические условия

ГОСТ 34530 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ ISO 23529 Резина. Общие методы приготовления и кондиционирования образцов для определения физических свойств

ГОСТ Р 50779.12 Статистические методы. Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ Р 52381 (ИСО 8486-1:1996, ИСО 6344-2:1998, ИСО 9138:1993, ИСО 9284:1992) Материалы абразивные. Зернистость и зерновой состав шлифовальных порошков. Контроль зернового состава

ГОСТ Р 58144 Вода дистиллированная. Технические условия

СП 98.13330 "СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии"

СП 119.13330 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм"

СП 120.13330 "СНиП 32-02-2003 Метрополитены"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 23326, ГОСТ 34530, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 динамическая жесткость: Отношение нагрузки на образец при циклическом нагружении с заданной амплитудой к соответствующей деформации в направлении воздействия нагрузки.

3.2 коэффициент жесткости: Отношение динамической жесткости при определенных испытательной частоте, амплитуде и температуре к статической жесткости, определенной при той же температуре.

3.3 коэффициент потерь (механической энергии): Отношение модуля потерь к динамическому модулю упругости.

3.4 подбалластные маты; ПБМ: Многослойная конструкция, состоящая из защитного слоя из нетканного полотна или геотекстиля и из упругого слоя, выполненного из вибродемпфирующих материалов, и предназначенная для установки между балластным слоем и основной площадкой земляного полотна в качестве виброизоляции в конструкции верхнего строения пути рельсового транспорта.

3.5 удельная статическая жесткость: Величина статической жесткости, отнесенная к первоначальной площади образца.

3.6 удельная динамическая жесткость: Величина динамической жесткости, отнесенная к первоначальной площади образца.

3.7 щебеночная плита: Элемент испытательной оснастки - жесткая стальная пластина с геометрически структурированной поверхностью, имитирующей поверхность соприкосновения с балластом.

     4 Общие положения

4.1 Лабораторные испытания образцов следует проводить при перемещениях и/или нагрузках, соответствующих реальным условиям эксплуатации. Параметры испытаний назначают в зависимости от максимальной осевой нагрузки и скорости движения подвижного состава, геометрических параметров рельсовых плетей и эпюры укладки шпал.

Таблица 1 - Классификация подбалластных матов

Тип ПБМ

Максимальная осевая нагрузка, кН

Максимальная скорость подвижного состава, км/ч

Тип рельса

Эпюра укладки, шт. шпал/км

I

250

160

Р75

1840/2000

II

210

400

Р65

1600/1840

III

150

100

Р65

1440/1680

IV

80

80

Р65

1440/1680

4.2 Испытания ПБМ проводят в испытательных центрах (лабораториях), оснащенных необходимым поверенным испытательным оборудованием и средствами измерений, допущенными к проведению таких испытаний в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Испытания проводят не ранее чем через 48 ч после изготовления.

Примечание - В зависимости от исходного сырья и особенностей технологического процесса производства ПБМ испытания допускается проводить в течение необходимого по технологии времени, но не более 2 мес после изготовления.

4.3 Испытания проводят в условиях стандартной атмосферы 23/50 по ГОСТ 12423, если иное не указано в методе испытаний или техническом задании.

4.4 Параметры испытаний и условия кондиционирования образцов следует контролировать и фиксировать в протоколе испытаний. Требования к оформлению результатов испытаний приведены в разделе 8.

     5 Требования к образцам

5.1 Отбор ПБМ для проведения испытаний осуществляют из одной партии методом "вслепую" по ГОСТ Р 50779.12.

Партией считают ПБМ одного обозначения, изготовленные из материала одного наименования по единому технологическому процессу. Размер партии определяется заказом, но не более 1000 м.

5.2 Образцы перед испытанием нормализуют и кондиционируют при температуре (23±2)°С не менее 24 ч.

5.3 Для испытаний изготовляют образцы в количестве не менее шести штук размерами (300,0±1,0)(300,0±1,0) мм с толщиной, равной толщине ПБМ, если в методах испытаний не указано иное.

5.4 Образцы должны быть проверены на наличие повреждений. Образцы для испытаний не должны иметь видимых невооруженным глазом короблений, а также трещин, сколов, вмятин, заусенцев, загрязнений. Поверхности образцов, подвергавшиеся механической обработке, должны быть гладкими, без выбоин и царапин. Плоскости образцов должны быть параллельными.

5.5 Шлифовка материала для получения гладких параллельных поверхностей образцов не допускается.

5.6 При испытаниях между металлической плитой и образцом вкладывают абразивную ткань (шлифовальную шкурку) с зернистостью Р220 по ГОСТ Р 52381. При этом размер абразивного материала должен быть не менее размера испытуемого образца. Абразивный материал допускается использовать только один раз.

5.7 Кондиционирование образцов для испытания

5.7.1 Температура и влажность образцов должны соответствовать требованиям методики испытаний в соответствии с разделом 7.

5.7.2 Перед испытанием образцы выдерживают в течение времени, достаточного для достижения ими требуемых температуры и влажности в соответствии с ГОСТ ISO 23529.

5.8 Измерения линейных размеров образцов проводят после кондиционирования и непосредственно перед испытанием.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs