ГОСТ Р 70092-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Требования к проведению экономических изысканий
Automobile roads of general use. Requirements for the economic survey
ОКС 93.080
Дата введения 2022-06-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (ООО "НИПИ ТРТИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 мая 2022 г. N 281-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования и искусственные сооружения на них, за исключением улиц населенных пунктов, и устанавливает общие требования, определяющие проведение экономических изысканий при проектировании строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 32836 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования
ГОСТ 32965 Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока
ГОСТ 33100 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
ГОСТ 33154 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания тоннелей. Общие требования
ГОСТ 33179 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования
ГОСТ Р 56162 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории
ГОСТ Р 58861 Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков
СП 34.13330.2021 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"
СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автоматизированные пункты учета интенсивности движения: Размещаемые на автомобильной дороге комплексы автоматической фиксации, подсчета и сохранения данных о проходящих транспортных средствах, состоящие из технических средств передачи, приема и хранения информации, а также программных средств управления и обработки данных об интенсивности и составе движения транспортных потоков.
3.2 валидация: Процедура определения степени соответствия расчетных значений интенсивности движения транспортного потока, получаемых на транспортной модели, реальным значениям, полученным в ходе сбора данных о фактической интенсивности движения.
3.3 выборочная совокупность: Часть генеральной совокупности, сформированная при помощи специальных методов и процедур, результаты обследования которой распространяются на генеральную совокупность.
3.4 зона непосредственного тяготения: Территория, примыкающая к объекту проектирования, на которой располагаются населенные пункты и хозяйствующие субъекты, транспортные связи которых будут обслуживаться с использованием рассматриваемого объекта.
3.5 коэффициент корреляции транспортных потоков: Мера тесноты линейной связи между фактическими данными об интенсивностях движения транспортных потоков на местах подсчета и рассчитанными по транспортной модели интенсивностями движения транспортных потоков, которая принимает значения в диапазоне от минус 1 до плюс 1.
3.6 общественная [социально-экономическая] эффективность: Социально-экономические последствия, определяемые как соотношение полученных результатов и понесенных затрат, связанных с осуществлением проекта, для общества в целом.
3.7 район экономических изысканий: Расширенная зона изучения текущих и прогнозируемых социально-экономических и транспортных характеристик, включающая территорию одного или нескольких субъектов Российской Федерации, транспортные связи которых обслуживаются с использованием объекта проектирования.
3.8 средняя относительная ошибка транспортных потоков: Среднее отклонение абсолютных значений интенсивности движения транспортных потоков, наблюдаемых на местах подсчета и рассчитанных в модели, в процентах.
3.9 сроки прогнозирования: Расчетные годы, на которые выполняется прогноз интенсивности движения, исходя из длительности периодов прогнозирования, отсчитываемых с момента ввода объекта проектирования в эксплуатацию.
3.10 транспортная модель: Математический инструмент, предназначенный для моделирования распределения транспортных потоков по транспортной сети и построения прогнозов их изменения.
3.11 транспортная подвижность населения: Среднее количество поездок на транспорте, приходящееся на одного жителя рассматриваемой территории в единицу времени.
3.12 экономические изыскания: Комплекс работ по сбору, обработке, систематизации и анализу исходных данных и по разработке прогноза интенсивности движения для установления социально-экономической целесообразности проекта, обоснования транспортной нагрузки для формирования основных проектных решений, а также социально-экономического обоснования последовательности строительства, реконструкции, капитального ремонта отдельных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
3.13 эластичность спроса по тарифу: Показатель процентного изменения объема спроса на объект проектирования в результате изменения тарифа за проезд.
3.14 GEH-статистика: Критерий, используемый для сравнения наборов расчетных и наблюдаемых данных об интенсивности движения.
4.1 Экономические изыскания выполняют при проектировании строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (далее - объект проектирования). Экономические изыскания являются обязательными при разработке проектов нового строительства и реконструкции объектов проектирования. Необходимость проведения экономических изысканий при капитальном ремонте объектов проектирования определяет застройщик или технический заказчик.
4.2 Цели экономических изысканий: обоснование транспортной нагрузки на объект проектирования для формирования основных проектных решений при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте; определение социально-экономической целесообразности реализации проекта; социально-экономическое обоснование вариантов трассировки и последовательности строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта проектирования.
4.3 Задачи экономических изысканий:
- сбор, обработка, систематизация и анализ исходных данных;
- прогноз интенсивности движения на объекте проектирования;
- расчет общественной (социально-экономической) эффективности создания объекта проектирования, при необходимости - расчет коммерческой и бюджетной эффективности;
- обоснование выбора варианта трассы, варианта очередности строительства, реконструкции, капитального ремонта.
4.4 Экономические изыскания следует проводить в объемах, необходимых и достаточных для выбора функционального класса дороги в соответствии с [1] и СП 34.13330.2021, категории и технических параметров (количество полос движения, элементы плана, продольного и поперечного профилей) объекта проектирования, выбора конструкции дорожных одежд, определения количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух потоками автотранспортных средств, а также разработки мероприятий по защите прилегающих территорий, зданий и сооружений от неблагоприятного воздействия транспортного шума.
4.5 Экономические изыскания следует проводить в объемах, обеспечивающих оценку целесообразности создания объекта проектирования, анализ сравниваемых вариантов (конкурентных направлений) его размещения в полосе варьирования трассы на основании расчета социально-экономической эффективности в случаях, приведенных в 10.1 и 10.2.
4.6 Экономические изыскания являются обязательными в рамках подготовки предпроектной документации для обоснования инвестиций в соответствии с ГОСТ 33100. В ходе подготовки предпроектной документации сначала следует выполнять экономические изыскания, а затем одновременно в комплексе - все виды инженерных изысканий в соответствии с ГОСТ 32836 - для автомобильных дорог общего пользования, ГОСТ 33179 - для мостов и путепроводов, ГОСТ 33154 - для тоннелей.
4.7 При отсутствии или неактуальности предпроектной документации в отношении объекта проектирования экономические изыскания должны быть выполнены в рамках подготовки проектной документации.
4.8 Состав, объем и методы выполнения экономических изысканий устанавливаются программой экономических изысканий. Программа экономических изысканий составляется исполнителем, утверждается руководителем организации исполнителя и согласовывается заказчиком.
4.9 Порядок выполнения работ, проводимых в рамках экономических изысканий, идентичен как для автомобильных дорог, так и для искусственных сооружений.
5.1 Экономические изыскания следует выполнять, как правило, в четыре этапа. Подготовительный, полевой, камеральный этапы выполняют последовательно. Оценку эффективности - четвертый этап - выполняют при необходимости в соответствии с 10.1 и 10.2 по итогам получения предварительных или окончательных проектных решений по объекту проектирования.
5.2 К подготовительному этапу относятся следующие виды работ:
- разработка и составление программы экономических изысканий в соответствии с требованиями, приведенными в техническом задании заказчика;
- сбор и обработка материалов изысканий прошлых лет;
- определение района экономических изысканий и зоны непосредственного тяготения.
5.3 К полевому этапу относятся работы по экономическим изысканиям в соответствии с программой экономических изысканий по согласованию с заказчиком, в том числе:
- проведение социологического опроса населения и опрос предприятий;
- натурные обследования интенсивности движения;
- натурный объезд дорожной и транспортной инфраструктуры.
5.4 К камеральному этапу относятся следующие виды работ:
- изучение и анализ материалов, собранных на подготовительном и полевом этапах;
- транспортная и социально-экономическая характеристики района экономических изысканий и зоны непосредственного тяготения;
- прогноз интенсивности движения.
5.5 Этап оценки эффективности включает в себя следующие виды работ:
- расчет общественной (социально-экономической) эффективности реализации проекта, при необходимости - расчет коммерческой и бюджетной эффективности в соответствии с 10.5;
- оценка целесообразности реализации проекта, выбор варианта трассы.
5.6 По итогам выполнения рассмотренных этапов формируют и передают заказчику отчет (пояснительную записку) с необходимыми приложениями по результатам выполненных экономических изысканий в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 11.
6.1 Социально-экономическая характеристика района экономических изысканий и зоны непосредственного тяготения
6.1.1 Социально-экономическую характеристику разрабатывают для района экономических изысканий и зоны непосредственного тяготения с учетом роли объекта проектирования в обеспечении транспортных связей.
6.1.2 В состав района экономических изысканий рекомендуется включать субъект Российской Федерации, на территории которого расположен объект проектирования, в случае если объект проектирования обслуживает внутрирегиональные транспортные связи. Если объект проектирования обслуживает транспортные связи нескольких субъектов Российской Федерации, требуется включение данных субъектов Российской Федерации в район экономических изысканий. Если объект проектирования обслуживает транспортные связи одного муниципального образования, допустимо не выделять район экономических изысканий и разрабатывать социально-экономическую характеристику только для зоны непосредственного тяготения.