ГОСТ Р 56162-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
Метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории
Emissions of polluting substances into the atmosphere. Method for calculating the amount of pollutant emissions generated by motor vehicle flows on roads of various categories
ОКС 13.020.01
13.040.01
13.040.50
Дата введения 2020-01-01
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха" (АО "НИИ Атмосфера")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 457 "Качество воздуха"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2019 г. N 694-ст
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 56162-2014
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства и устанавливает метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории. Выбросы в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ автотранспортными средствами в реальных условиях эксплуатации, являясь объектами регулирования технических регламентов в отношении негативного воздействия на состояние здоровья людей, квалифицируются как опасные и входят в перечень химических веществ согласно "Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)" Таможенного союза ЕАЭС.
Стандарт устанавливает порядок расчета значений максимальных разовых за 20-минутный период времени и валовых за год выбросов в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ от потоков автотранспортных средств, движущихся по автомобильным дорогам вне зон производственного и промышленного назначения для последующего их использования при инвентаризации, разработке нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и проектной градостроительной документации по формированию улично-дорожной сети, строительству новых и реконструкции существующих автомобильных дорог.
Подготовленный стандарт устанавливает метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории.
Данный метод способствует установлению обязательных для применения и исполнения требований показателей качества и безопасности эксплуатации автотранспортных средств в Российской Федерации.
Настоящий стандарт устанавливает метод расчета количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу потоками автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории.
Настоящий стандарт предназначен для применения в следующих случаях:
- при проведении натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков, движущихся по автомобильным дорогам и улицам городов и населенных пунктов, вне зон производственного и промышленного назначения;
- для расчета максимальных разовых и валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от потоков автотранспортных средств на автомобильных дорогах разной категории;
- при формировании компьютерных банков данных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы;
- для разработки проектной градостроительной документации по формированию улично-дорожной сети, строительству новых и реконструкции существующих автомобильных дорог.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 32965 Дороги автомобильные общего пользования. Методы учета интенсивности движения транспортного потока.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автотранспортный поток: Совокупность автотранспортных средств, совершающих передвижение по городским автомобильным дорогам и автомагистралям.
3.2 дорожные условия: Факторы окружающей среды, на которые реагирует водитель или интеллектуальная система транспортного средства, которым он управляет, путем изменения режима движения в транспортном потоке.
3.3 холостой ход при работе двигателя: Режим работы двигателя при остановке автомобиля и отпущенной водителем педали акселератора (педали газа).
4.1 В качестве исходных данных для расчета выбросов загрязняющих веществ автотранспортом в атмосферу на действующих автомобильных дорогах используют результаты натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков с подразделением по основным группам автотранспортных средств. Для проектируемых автомобильных дорог используют прогнозные данные о структуре и интенсивности автотранспорта в соответствии с проектной документацией.
4.1.1 Учитывая особенности формирования структуры автотранспортных потоков в городах Москва и Санкт-Петербург, приведенные показатели значений удельных выбросов могут уточняться.
4.2 Приведенные значения удельных выбросов загрязняющих веществ представляют собой удельные значения выбросов загрязняющих веществ для рассматриваемых групп автомобилей при их движении на участках городских автомобильных дорог, а также в условиях их пребывания на пересечениях городских автомобильных дорог по [1]. При определении значений удельных выбросов загрязняющих веществ для автомобильных дорог принимают во внимание тот факт, что в городских условиях автомобиль на конкретном участке автомобильной дороги постоянно совершает разгоны и торможения, перемещаясь со средней скоростью, определяемой дорожными условиями. При определении значений удельных выбросов загрязняющих веществ для пересечений автомобильных дорог принимают во внимание то, что в условиях пребывания в зоне перекрестка автомобиль, кроме торможения и разгона, определенную часть времени может стоять при запрещающем сигнале светофора при работе двигателя на холостом ходу.
4.3 Расчеты выбросов выполняют для следующих загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами автомобилей:
- оксид углерода СО;
- сумма оксидов азота (в пересчете на диоксид азота);
- углеводороды СН;
- сажа;
- диоксид серы ;
- формальдегид ;
- бенз(а)пирен .
________________
Для проведения расчетов загрязнения атмосферы в целях учета трансформации оксидов азота в атмосфере осуществляют разделение оксидов азота на диоксид азота и оксид азота NO согласно [2] (пункт 2.2.5).
Для легковых автомобилей, автофургонов и микроавтобусов (группы I, II - см. таблицы 1 и 3) при проведении расчетов загрязнения атмосферы используют по бензину (код 2704); для грузовых автомобилей и автобусов (группы III, IV, V - см. таблицы 1 и 3) - ориентировочно безопасный уровень воздействия по керосину (код 2732) согласно [3].
4.4 Используемые при расчете выбросов параметры определяют на основе натурных обследований визуальными методами (включая видеонаблюдения) учета интенсивности движения. Это позволяет выполнять обследование любой автомобильной дороги города с заданной периодичностью, что является важным условием для регулярного пополнения и корректировки информации о выбросах автотранспорта в целях поддержания работы компьютерного банка данных о выбросах промышленными предприятиями и автотранспортом городов в оперативном режиме.
4.5 Учитывая особенности технического состояния эксплуатируемого парка транспортных средств и соответствующего ему качества топлива, формирования структуры автотранспортных потоков и объемов автотранспортного движения в городах, приведенные в настоящем стандарте показатели значений удельных выбросов могут быть уточнены при наличии соответствующего обоснования.
4.6 Для прогнозной оценки объемов выбросов загрязняющих веществ автотранспортными потоками в перспективе, необходимой при проектировании автомобильных дорог разной категории, могут быть определены значения вероятного сокращения выбросов по основным группам автотранспортных средств за счет улучшения их уровня экологичности на конкретный срок ввода объекта в эксплуатацию (по запросам природопользователей).
Выброс -го загрязняющего вещества потока автотранспортных средств определяют для конкретной автомобильной дороги, на всем протяжении которой структура и интенсивность потока изменяется не более чем на 15%-20%. При изменении структуры и интенсивности потока автотранспортных средств на большее значение, автомобильную дорогу следует разбивать на участки (перегоны), которые в дальнейшем рассматривают как отдельные источники.
Такая автомобильная дорога (или ее участок) может иметь несколько нерегулируемых и (или) регулируемых перекрестков.
Для автомобильной дороги (или ее участка) с повышенной интенсивностью движения (более 2000 автомобилей в час) допускается дополнительно учитывать выброс загрязняющих веществ автотранспортом в районе перекрестков.
В районе перекрестка автомобилями выбрасывается значительное количество загрязняющих веществ за счет принудительного торможения, остановки перед запрещающим сигналом светофора и последующего движения в режиме "разгон" по разрешающему сигналу светофора. Это обуславливает необходимость выделять на выбранной автомобильной дороге участки перед светофором, на которых образуется очередь автомобилей, двигатели которых работают в режиме "холостой ход" в течение времени действия запрещающего сигнала светофора.
Для автомобильной дороги (или ее участка) при наличии регулируемого перекрестка суммарный выброс , г/с, вычисляют по формуле
, (1)
где , , , - выброс загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, находящимися в зоне перекрестка при запрещающем движение сигнале светофора;
, , , - выброс загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, движущимися по данной автомобильной дороге в рассматриваемый период времени;
Примечание - Индексы 1 и 2 соответствуют каждому из двух направлений движения на автомобильной дороге с большей интенсивностью движения, 3 и 4 - для автомобильной дороги с меньшей интенсивностью движения.
и - числа остановок потока автотранспортных средств перед перекрестком на образующих его автомобильных дорогах за 20-минутный период времени;