Статус документа
Статус документа

     

ГОСТ Р 59866-2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕФОРМАТИВНОСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ИЗ НЕСВЯЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ГРУНТОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Технические требования и методы определения

Automobile roads of general use. Flexible pavement indexes of deformation of structural layers of loose materials and soils. Technical requirements and methods of determination



ОКС 93.080.99

Дата введения 2022-04-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Доринжсервис" (ООО "Доринжсервис") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный технический центр" (ООО "ИТЦ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2022 г. N 125-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ДЕЙСТВУЕТ ВЗАМЕН ПНСТ 311-2018


(Поправка. ИУС N 8-2022).

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (www.rst.gov.ru)



ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2022 год, введенная в действие с 02.07.2022

Поправка внесена изготовителем базы данных

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на показатели деформативности конструктивных слоев дорожных одежд из несвязных материалов и показатели деформативности грунтов земляного полотна автомобильных дорог общего пользования и устанавливает требования к ним, а также методы их определения на стадии строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог с использованием статического и динамического методов нагружения.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 5180 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 12071 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов

ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

ГОСТ 33063 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ Р 59120 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33063, ГОСТ Р 59120, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 несвязный материал: Материал для устройства конструктивных слоев дорожной одежды, обладающий сыпучестью в сухом состоянии.

Примечание - К несвязным материалам относятся щебень, устроенный по способу заклинки, щебеночно-песчаные смеси (ЩПС), щебеночно-гравийно-песчаные смеси (ЩГПС), песчано-гравийные смеси (ПГС), песок и т.д.

3.2 показатели деформативности: Комплекс показателей, применяемых для характеристики несущей способности на поверхности конструктивного слоя или грунта земляного плотна ( , , ) и косвенной оценки качества и однородности уплотнения конструктивных слоев или грунта земляного полотна [, ].

3.3 модули деформации (при первичном и повторном циклах нагружения) , , МН/м (МПа), при статическом нагружении: Показатели деформативности, определяемые общей относительной деформацией от прилагаемой нагрузки при проведении измерений методом статического нагружения при первичном и повторном циклах нагружения.

3.4 модуль деформации при динамическом нагружении , МН/м (МПа): Показатель деформативности, определяемый общей относительной деформацией от прилагаемой нагрузки при проведении измерений методом динамического нагружения.

3.5 показатель однородности модуля деформации при динамическом нагружении : Величина, характеризуемая коэффициентом вариации модуля деформации при динамическом нагружении .

3.6 общий модуль упругости (на поверхности конструктивного слоя или грунта земляного полотна) , МН/м (МПа), при статическом нагружении: Показатель деформативности, определяемый обратимой относительной деформацией от прилагаемой нагрузки, при проведении измерений методом статического нагружения, используемый для характеристики несущей способности на поверхности конструктивного слоя дорожной одежды или грунта земляного полотна.

3.7 обратимая относительная деформация: Отношение обратимого (упругого) прогиба к диаметру отпечатка нагрузочной плиты.

3.8 общая относительная деформация: Отношение общего (полного) прогиба к диаметру отпечатка нагрузочной плиты.

3.9 осадка (прогиб): Деформация, возникающая под действием нагрузки.

3.10 относительный показатель уплотнения : Показатель, определяемый при проведении измерений методом статического нагружения как отношение модулей деформации при повторном и первичном циклах нагружения, характеризующий качество уплотнения и служащий для косвенной оценки степени уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды или грунта земляного полотна.

3.11 характерный участок: Однотипный участок автомобильной дороги, в пределах которого не наблюдается изменений конструкции дорожной одежды и грунта земляного полотна.

     4 Технические требования

Требования к показателям деформативности и однородности уплотнения представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1 - Требования к показателям деформативности слоев дорожной одежды из несвязных материалов

Материал

Конструктивный

Показатели деформативности

слоя

слой дорожной одежды

при статическом нагружении

при динамическом нагружении

 

 

Модуль упругости , МПа

Модуль деформации при повторном цикле нагружения , МН/м(МПа)

Относительный показатель уплотнения

Модуль деформации при динамическом нагружении , МН/м(МПа)

Показатель однородности модуля деформации при динамическом нагружении , не более

ЩПС, ЩГПС, ПГС, щебень, устроенный по способу заклинки

Верхний из несвязных слоев основания на автомобильных дорогах категории I

Не ниже проектного значения

180

2,2

65

0,16

 

Нижний слой основания на автомобильных дорогах категории I; слои основания на автомобильных дорогах категорий II-IV

 

150

2,5

60

0,16

 

Дополнительный слой основания

 

120

2,5

60

0,16

 

Покрытие дорожных одежд переходного типа

 

130

2,5

60

0,18

Песок

Слой основания, включая дополнительный слой

 

80

3,3

35

0,20

Наибольшая крупность зерна материала устраиваемого слоя, при которой целесообразно определять модуль деформации установками динамического нагружения ( от диаметра нагрузочной плиты).


Допускаются отклонения не более чем для 20% измерений от общего числа на измерительном участке значений модуля деформации при повторном цикле нагружения в меньшую сторону от требуемого значения, но не более чем на 10% (при соблюдении требований к относительному показателю уплотнения ).


Допускается отклонение не более чем для 20% измерений от общего числа на измерительном участке не более чем на 10% в большую сторону от максимально допустимого значения.


Допускаются отклонения 10% значений модуля деформации при динамическом нагружении из общего числа измерений на измерительном участке в меньшую сторону от требуемого значения, но не более чем на 10%.


Проектное значение - величина модуля упругости на поверхности конструктивного слоя или грунта земляного полотна, рассчитанная при проектировании дорожной одежды по критерию упругого прогиба. Допускают отклонение значений не более чем для 20% измерений от общего числа на измерительном участке не более чем на 10% в меньшую сторону (при соблюдении требований к относительному показателю уплотнения ).


При интенсивности движения более 10001 ед./сут (интенсивность, приведенная к легковому автомобилю) на автомобильной дороге категории II требования к показателям деформативности устанавливаются как для автомобильной дороги категории I.


Таблица 2 - Требования к показателям деформативности грунтов земляного полотна

Грунт

Модуль упругости на поверхности рабочего слоя , МПа

Модуль деформации при повторном цикле нагружения на поверхности рабочего слоя при относительной влажности, МН/м (МПа)

Относительный показатель уплотнения

Модуль деформации при динамическом нагружении , МН/м (МПа)

 

 

0,60

0,70

0,80

на поверхности рабочего слоя

при послойной отсыпке насыпи

 

Крупнообломочные грунты

Не ниже проектного значения

100

3,0

3,0

Для набора статистики

Песок

 

70

3,3

3,5

 

Пылеватый песок

 

60

3,3

3,5

 

Легкая супесь

 

45

40

35

2,7

3,0

 

Пылеватая супесь, суглинки, глины

 

60

35

25

2,5

2,7

 

При значениях относительной влажности грунта, отличных от приведенных, пользуются методами интерполяции и экстраполяции.


Относительная влажность грунта определяется как отношение естественной влажности к влажности на границе текучести.


Допускают отклонение значений не более чем для 20% измерений от общего числа на измерительном участке не более чем на 10% в меньшую сторону (при соблюдении требований к относительному показателю уплотнения ).


Примечание - Грунты, обладающие тиксотропными свойствами, требуют дополнительных проектных решений, направленных на стабилизацию их свойств.


Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs