ПНСТ 311-2018
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
ПОКАЗАТЕЛИ ДЕФОРМАТИВНОСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ИЗ НЕСВЯЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ГРУНТОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
Технические требования и методы определения
Automobile roads of general use. Flexible pavement indexes of deformation of structural layers of loose materials and soils. Technical requirements and methods of determination
ОКС 93.080.01
Срок действия с 2019-04-01
до 2022-04-01
1 РАЗРАБОТАН Научно-образовательным центром автомобильных дорог (НОЦ АвтоДор) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский университет транспорта (МИИТ)" ["РУТ (МИИТ)"] при участии Автономной некоммерческой организации "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2018 г. N 66-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направлять не позднее, чем за 4 мес до истечения срока его действия, разработчику настоящего стандарта по адресу: tk418@bk.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Уведомление также будет размещено на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Определение показателей деформативности конструктивных слоев и грунтов земляного полотна дополняет существующие методы контроля, нормируемые действующими нормативно-техническими документами в области дорожного хозяйства.
Определение показателей деформативности позволяет поэтапно контролировать несущую способность, качество и однородность уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды и грунтов рабочего слоя земляного полотна, а также, при несоблюдении требований к показателям, заложенным в настоящем стандарте, эффективно и своевременно применять необходимые мероприятия до устройства вышележащих конструктивных слоев дорожных одежд.
Настоящий стандарт распространяется на показатели деформативности конструктивных слоев дорожных одежд из несвязных материалов и на показатели деформативности грунтов рабочего слоя земляного полотна автомобильных дорог общего пользования.
Настоящий стандарт устанавливает требования к показателям деформативности конструктивных слоев дорожных одежд из несвязных материалов и к показателям деформативности грунтов рабочего слоя земляного полотна и методы их определения с целью оценки несущей способности, качества и однородности уплотнения на стадии строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования с использованием статического и динамического методов нагружения.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 577 Индикаторы часового типа с ценой деления 0,01 мм. Технические условия
ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 нагрузочная плита: Плоский стальной элемент штамповой установки определенной площади, имеющий круглое поперечное сечение и равномерно распределяющий нагрузку от воздействия внешних сил на поверхность испытуемого объекта.
3.2 несвязный материал: Материал для устройства конструктивных слоев дорожной одежды, обладающий сыпучестью в сухом состоянии.
Примечание - К несвязным материалам относятся фракционированный щебень, щебеночно-песчаные смеси (ЩПС), щебеночно-гравийно-песчаные смеси (ЩГПС), песчано-гравийные смеси (ПГС), песок и т.д.
3.3 (общий) модуль упругости (на поверхности конструктивного слоя [грунта земляного полотна]) : Показатель, определяемый величиной обратимой деформации от прилагаемой нагрузки, используемый для характеристики несущей способности на поверхности конструктивного слоя дорожной одежды [грунта земляного полотна], измеряемый в МН/м.
3.4 модули деформации (при первичном и повторном нагружении) , : Показатели, определяемые величиной общей деформации от прилагаемой нагрузки при проведении измерений методом статического нагружения при первичном и повторном циклах нагружения, измеряемые в МН/м.
3.5 модуль деформации при динамическом нагружении : Показатель, определяемый величиной деформации от прилагаемой нагрузки при проведении измерений методом динамического нагружения, измеряемый в МН/м.
3.6 показатели деформативности: Комплекс показателей, применяемых для характеристики несущей способности на поверхности конструктивного слоя или грунта земляного плотна () и косвенной оценки качества уплотнения конструктивных слоев или грунта земляного полотна (,, и ).
3.7 условный показатель уплотнения : Показатель, определяемый при проведении измерений методом статического нагружения как отношение модулей деформации при повторном и первичном нагружениях, характеризующий качество уплотнения и служащий для косвенной оценки степени уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды или грунта земляного полотна.
3.8 характерный участок: Участок автомобильной дороги, на протяжении которого конструкция дорожной одежды, материалы и толщины конструктивных слоев, грунт земляного полотна и проектное значение модуля упругости на поверхности остаются неизменными.
3.9 штамповая установка статического нагружения: Техническое устройство, измеряющее деформацию конструктивного слоя под воздействием статической нагрузки, передаваемой на конструктивный слой дорожной одежды через нагрузочную плиту.
3.10 штамповая установка динамического нагружения: Техническое устройство, измеряющее деформацию конструктивного слоя под воздействием динамической нагрузки, передаваемой на конструктивный слой через нагрузочную плиту.
Требования к показателям деформативности и однородности уплотнения представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Требования к показателям деформативности и однородности уплотнения
Материал слоя | Конструктивный элемент | Показатели деформативности | Коэффициент | |||
при статическом нагружении | при динамическом нагружении | вариации модуля деформации, | ||||
, МН/м | , МН/м | , не более | , МН/м | V (), не более | ||
ЩПС, ЩГПС | Слои покрытия автомобильных дорог с переходным видом покрытий | Не ниже проектного | Для набора статистических | 2,5 | Для набора статистических | 0,12 |
ЩПС, ЩГПС, ГПС, фракционированный щебень | Верхний несущий слой основания автомобильных дорог I технической категории | значения | данных | 2,2 | данных | 0,12 |
Верхний несущий слой основания автомобильных дорог II-IV технической категории | 2,5 | 0,12 | ||||
Нижний несущий слой основания | 0,12 | |||||
Дополнительный слой основания | 0,15 | |||||
Песок | Нижний несущий слой основания | 0,18 | ||||
Дополнительный слой основания | 0,18 | |||||
Грунт | Рабочий слой земляного полотна | 0,18 | ||||
Допускается отклонение не более чем для 20% измерений от общего числа на измерительном участке не более чем на 10% в большую сторону от максимально допустимого значения, представленного в таблице 1. Для слоев, устроенных из фракционированного щебня, коэффициент вариации должен составлять не более 0,18. Проектное значение - величина модуля упругости на поверхности конструктивного слоя или грунта земляного полотна, рассчитанная при проектировании дорожной одежды по критерию упругого прогиба. Допускают отклонение значений не более чем для 20% измерений от общего числа на измерительном участке не более чем на 10% в меньшую сторону. |
5.1 Требования к средствам измерений, вспомогательным устройствам и материалам
5.1.1 При выполнении измерений методом статического нагружения применяют следующие средства измерений и вспомогательные устройства и материалы:
а) штамповая установка статического нагружения, включающая:
1) механизм нагружения - гидравлический насос с гидроцилиндром и поршнем или механический домкрат, развивающий усилие не менее 100 кН и обеспечивающий длину хода поршня не менее 150 мм.
Монтажная высота штамповой установки статического нагружения в рабочем состоянии должна быть не более 0,6 м. Для компенсации расстояния от гидроцилиндра до противовеса применяют удлиняющие элементы (металлические насадки), которые должны обеспечивать возможность упора гидравлического цилиндра в противовес на высоту до 1 м. Металлические насадки не должны деформироваться под создаваемой нагрузкой. Допускают применение магнитных шарниров с плоской подошвой для упора гидроцилиндра в противовес;
2) нагрузочные плиты, выполненные из стали. Допускают применение нагрузочных плит диаметром (300,00±0,25), (600,0±0,5), (762,0±0,5) мм.
Нагрузочная плита диаметром 300 мм должна иметь толщину не менее 25 мм. Нагрузочные плиты диаметром 600 мм и 762 мм изготовляют с ребрами жесткости, расположенными симметрично по радиусу, и их толщина должна быть не менее 20 мм.
Нагрузочные плиты диаметром 600 мм и 762 мм должны иметь центрирующие упоры (штифты) для установки и удерживания плиты диаметром 300 мм.
Нагрузочная плита диаметром 300 мм представлена на рисунке 1.
1 - центрирующая цапфа с поворотной головкой для гидроцилиндра; 2 - ручка для переноса плиты; 3 - туннель для измерения осадки
Рисунок 1 - Нагрузочная плита диаметром 300 мм
Нагрузочные плиты диаметром 600 мм и 762 мм представлены на рисунке 2.