ГОСТ Р 59982-2022
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Правила оценки и приемки
Automobile roads of general use. Exploitation. Evaluation and acceptance rules
ОКС 93.080
Дата введения 2022-03-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры (ООО "НИПИ ТРТИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 января 2022 г. N 11-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает правила проведения:
- оценки уровня содержания автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них;
- приемки выполненных работ по текущему ремонту (ремонту) автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 32755 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ
ГОСТ 32756 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ
ГОСТ 33178 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов
ГОСТ 33180 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания
ГОСТ 33181 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания
ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 58861 Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков
ГОСТ Р 59292 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания. Критерии оценки и методы контроля
ГОСТ Р 59434 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания. Критерии оценки и методы контроля
СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 заказчик: Лицо (физическое или юридическое), в оперативном управлении которого находится автомобильная дорога (ее участок), поручающее на основании договора (контракта) или иного вида соглашения проведение работ (оказание услуг) по эксплуатации этой автомобильной дороги (ее участка) подрядчику.
3.2 подрядчик: Лицо (физическое или юридическое), назначенное заказчиком в соответствии с договором (контрактом) или иным видом соглашения на проведение работ (оказание услуг) по эксплуатации автомобильной дороги (ее участка) для исполнения всех или каких-либо видов деятельности, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией.
3.3 дефект: Несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям нормативных документов и технической и эксплуатационной документации.
3.4 дефект содержания: Несоответствие значений (количественных, линейных и/или площадных) показателей эксплуатационного состояния конструктивного элемента автомобильной дороги, дорожных сооружений и элементов обустройства, а также сроков их устранения нормативным требованиям для уровня летнего и/или зимнего содержания.
3.5
конструктивный элемент: Конструкция, воспринимающая внешние и внутренние нагрузки и передающая их другим конструкциям или основанию. |
3.6
элементы обустройства: Комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения. |
3.7
уровень содержания автомобильных дорог: Показатель, отражающий определенное эксплуатационное состояние конструктивных элементов автомобильной дороги, которое определяется полнотой и качеством выполнения работ (оказания услуг) по содержанию автомобильных дорог. [ГОСТ Р 59434-2021, статья 3.25] |
3.8
ремонт автомобильной дороги (текущий ремонт): Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. [ГОСТ Р 58861-2020, статья 3.25] |
3.9 объект содержания: Отдельные конструктивные элементы и/или элементы обустройства (их совокупность), отдельные участки (их совокупность), отдельные искусственные дорожные сооружения (их совокупность) в составе автомобильной дороги, автомобильная дорога в целом или сеть автомобильных дорог, в отношении которых заключен договор (контракт) или иной вид соглашения на выполнение работ (оказание услуг) по их содержанию.
4.1 Оценке уровня содержания, при условии применения соответствующих средств организации дорожного движения по ГОСТ Р 58350 в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой, не подлежат:
- конструктивные элементы, элементы обустройства и/или их совокупности, подвергшиеся стихийному бедствию или событиям, которые к ним приравнены, в течение срока, установленного соответствующими органами для ликвидации их последствий;
- участки автомобильной дороги и/или искусственного сооружения на которых выполняются работы по реконструкции, капитальному ремонту и/или ремонту, в том числе при строительстве примыканий и пересечений с такими участками. В случаях если работы по реконструкции, капитальному ремонту и/или ремонту в границах участка предусмотрены только в части конструктивных элементов и элементов обустройства, то перечень конструктивных элементов и элементов обустройства, которые на период выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту или ремонту не выводятся из эксплуатации и подлежат содержанию и оценке уровня содержания, устанавливается заказчиком;
- конструктивные элементы, значения показателей дефектов содержания которых превышают значения показателей дефектов, указанных для допустимого уровня содержания по ГОСТ Р 59292 и ГОСТ Р 59434, в случае нарушения межремонтных сроков на оцениваемом участке автомобильной дороги по ГОСТ Р 58861;
- в случае, когда договором (контрактом) или иным видом соглашения (далее - контракт) не предусмотрено использование положений настоящего стандарта в целях оценки уровня содержания автомобильной дороги, приемки и определения стоимости выполненных работ (оказанных услуг) подрядчиком, подлежащих оплате заказчиком за отчетный период.
4.2 Участки автомобильной дороги и/или отдельные искусственные сооружения, находящиеся в режиме эксплуатации в период действия гарантийных обязательств строительных организаций, выполнивших работы по их строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту, подлежат оценке уровня их содержания в рамках контрактных обязательств подрядчика. В случае необходимости, результаты оценки уровня содержания конструктивных элементов, элементов обустройства и/или их совокупности на рассматриваемых участках подлежат отдельному учету, в целях последующего их использования при ведении претензионной работы, направленной на исполнение гарантийных обязательств.
4.3 Уровни содержания для целей взаимодействия заказчика и подрядчика при оценке и приемке дорожных работ (услуг) принимают по ГОСТ Р 59292 и ГОСТ Р 59434.
4.4 Эксплуатационное состояние конструктивных элементов и/или элементов обустройства, при котором оцениваемые участки автомобильных дорог, за исключением участков по 4.1, находятся в ненормативном состоянии, является недопустимым.
4.5 В зависимости от сезона года заказчик устанавливает два последовательных периода содержания дорог и искусственных сооружений - зимний и весенне-летне-осенний. Сроки начала и окончания указанных периодов определяют с учетом природно-климатических условий территорий, по которым проходит автомобильная дорога.
4.6 Перечень дефектов содержания, характеризуемых составом показателей, значениями (количественными, линейными и/или площадными) показателей, признаками недопустимости несоответствия эксплуатационного состояния конструктивного элемента, элемента обустройства или их составляющих, нормируемыми сроками их устранения при высоком, среднем и допустимом уровнях содержания конструктивных элементов, элементов обустройства автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, определены в ГОСТ Р 59292 и ГОСТ Р 59434.
Дефекты содержания конструктивных элементов и элементов обустройства, установленные в нормативных документах и технической или эксплуатационной документации, и не включенные в перечень дефектов содержания по ГОСТ Р 59292 и ГОСТ Р 59434, в целях оценки уровня содержания должны быть учтены заказчиком при формировании контрактов по содержанию.
4.7 Дефекты содержания конструктивных элементов, элементов обустройства и/или их составляющих конкретного объекта содержания подлежат учету и балльной оценке в ходе проведения в отчетный период промежуточной и итоговой оценок уровня содержания конструктивных элементов, расположенных в границах минимальных участков основного хода автомобильной дороги и съездов транспортных развязок, а на искусственных сооружениях линейного типа - в границах единичных участков конкретного объекта содержания.
4.8 Оценку уровня содержания автомобильной дороги проводят ежемесячно. Допускается проводить оценку отдельно взятых видов выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию конкретных типов конструктивных элементов и/или элементов обустройства в иные сроки, в случаях, когда предусмотрен иной отчетный период. Дата проведения оценки назначается заказчиком.
Примечание - За отчетный период принимают промежуток от календарной даты начала до календарной даты окончания оцениваемого месяца, если иное не оговорено контрактом.
4.9 Определение минимальных и единичных участков конкретного объекта содержания с целью оценки уровня его содержания осуществляют по 4.9.1-4.9.3.
4.9.1 Минимальный участок автомобильной дороги (исключая искусственные сооружения), на котором проводят оценку уровня содержания за отчетный период, принимается равным 1 км.
4.9.2 При наличии на оцениваемом участке автомобильной дороги (съезде транспортной развязки) последнего минимального участка фактической длиной менее 1 км, его оценивают:
- как один минимальный участок, при его фактической длине 500 м и более;
- совместно с последним целым километровым участком дороги, при его длине менее 500 м;
- как один минимальный участок, при фактической длине съезда транспортной развязки менее 500 м.
4.9.3 В целях проведения оценки уровня содержания искусственного сооружения, в его границах следует выделять единичные участки оценки показателей дефектов содержания конструктивных элементов и элементов обустройства (далее - единичные участки). Единичный участок следует принимать по 4.9.3.1-4.9.3.4.
4.9.3.1 При проведении оценки уровня содержания водопропускных труб, малых и средних мостовых сооружений по ГОСТ 33178 (включая подходы к ним) за единичный участок принимают участок, включающий в себя полную длину сооружения.
4.9.3.2 Единичным участком на больших мостовых сооружениях по ГОСТ 33178 (включая подходы) является участок длиной 100 пог.м. При полной длине такого типа мостового сооружения (включая подходы) свыше 100 пог.м и длине последнего участка от 50 до 100 пог.м данный участок оценивается как отдельный единичный участок. При длине последнего участка менее 50 пог.м участок оценивают совместно с предыдущим единичным участком.
4.9.3.3 Единичный участок в тоннелях, галереях, подземных и надземных пешеходных переходах (включая подходы) определяют аналогично 4.9.3.2. В случае, если протяженность данных искусственных сооружений (включая подходы) менее 100 пог.м, за единичный участок принимают полную длину сооружения (включая подходы).