Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

         

ГОСТ 33180-2014

     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Дороги автомобильные общего пользования

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЛЕТНЕГО СОДЕРЖАНИЯ

Automobile roads of general use. Requirements for summer maintenance level



МКС 93.080.01

Дата введения 2015-12-01


Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российским дорожным научно-исследовательским институтом" (ФГБУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. N 1120-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33180-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее - дороги) и устанавливает требования к уровню их летнего содержания.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 период весеннего ограничения движения: Временной период наибольшего ослабления дорожных конструкций при оттаивании грунтов земляного полотна, в течение которого вводится ограничение движения грузовых автомобилей, превышающих установленную осевую нагрузку в порядке, установленном в государствах - членах Содружества Независимых Государств.

3.2 полоса отвода автомобильной дороги: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

3.3 уровень летнего содержания: Состояние автомобильной дороги в летний период года, обеспечивающее безопасность дорожного движения и ее сохранность за счет проведения работ по ремонту и содержанию.

3.4 летнее содержание дороги: Комплекс дорожных работ по обеспечению безопасных и комфортных условий движения транспортных средств и пешеходов в летний период.

     4 Классификация


Летнее содержание автомобильных дорог для целей настоящего стандарта классифицируют на пять уровней: 1, 2, 3, 4 и 5.

Наивысшим уровнем содержания является уровень 1.

Минимально допустимым является уровень 5.

Участки дорог, относящиеся к соответствующему уровню содержания, устанавливаются нормативными документами государств - членов Содружества Независимых Государств.

     5 Общие положения

5.1 Параметры эксплуатационного состояния конструктивных элементов автомобильных дорог (далее - дорог) в летний период должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

Примечание - В национальных стандартах государств - членов Содружества Независимых Государств могут быть установлены более жесткие требования к уровню летнего содержания автомобильных дорог.

5.2 Сроки устранения дефектов, приведенных в настоящем стандарте, устанавливаются национальными стандартами государств - членов Содружества Независимых Государств.

5.3 Дефекты, недопустимые по условиям безопасности движения, устраняются в сроки, предусмотренные ГОСТ 33220.

5.4 При обнаружении дефектов, создающих аварийную обстановку, должны быть установлены соответствующие временные технические средства организации дорожного движения по ГОСТ 32758.

5.5 Требования к уровню летнего содержания не распространяются (при условии применения соответствующих средств организации дорожного движения) на:

- участки автомобильных дорог, подвергшиеся стихийному бедствию или иным событиям, которые могут быть к ним приравнены, в течение срока, установленного соответствующими органами для ликвидации последствий;

- участки автомобильных дорог, на которых в момент проведения оценки уровня содержания выполняются работы по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, в том числе при строительстве примыканий и пересечений с такими участками;

- участки дорог, находящиеся в зоне отчуждения, временного отселения;

- участки дорог, переданные в состав дорог общего пользования и не соответствующие установленному уровню требований летнего содержания данной категории на период до трех лет с момента передачи.

     6 Полоса отвода, земляное полотно, разделительная полоса, обочина, полоса безопасности

6.1 Состояние полосы отвода, земляного полотна, разделительной полосы, обочин, полос безопасности дорог должно соответствовать требованиям таблицы 1. Описание дефектов приведено в таблице А.1 приложения А.


Таблица 1 - Дефекты полосы отвода, земляного полотна, разделительной полосы, обочин, полос безопасности

Вид дефекта

Размер дефекта по уровню содержания

1

2

3

4

5

Застой воды на обочине, неукрепленной по типу проезжей части дороги, глубиной более 10 см и (или) площадью более 2 м

Не допускается

Отдельная просадка, разрушение или выбоина площадью менее 0,09 м длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на полосах безопасности, укрепленных обочинах по типу проезжей части, площадью, на участке длиной 100 м, м, не более

0,1

0,5

1,0

2,1

Не устанавливают

Занижение обочины и разделительной полосы в местах сопряжения с проезжей частью при отсутствии бордюра, длиной 50 см и более, см, не более

4,0

Размывы у элементов поверхностного водоотвода, а также разделительной полосы, откосов насыпей и выемок, связанные с необходимостью проведения планировочных и укрепительных работ (после окончания периода весеннего ограничения движения)

Не допускаются

Съезды с автомобильной дороги в неустановленных местах

Не допускаются

Мусор (бутылки, банки, бумага, пакеты, старые покрышки и т.д.) на разделительной полосе, обочине, откосах земляного полотна и в полосе отвода и не влияющие на безопасность движения, м, находящиеся чаще, чем

200,0

Не устанавливают

Последствия обвалов, оползней, паводков, селевых потоков, пучин в результате несвоевременного проведения соответствующих мероприятий при содержании дороги

Не допускаются

     

     7 Покрытие проезжей части

7.1 Состояние покрытия проезжей части дороги должно соответствовать требованиям таблицы 2. Описание дефектов приведено в таблице А.2 приложения А.

7.2 Показатель продольной ровности и коэффициент сцепления покрытия проезжей части автомобильных дорог должны соответствовать требованиям ГОСТ 33220.


Таблица 2 - Дефекты покрытия проезжей части

Вид дефекта

Размер дефекта по уровню содержания

1

2

3

4

5

Повреждения (выбоины и проломы) площадью менее 0,09 м, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, м, не более

0,1

0,5

1,0

1,5

2,1

Раскрытые необработанные трещины на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях (в т.ч. температурные трещины и сетка трещин по полосам наката) шириной раскрытия более 3 мм и суммарной длиной на 1000 м, м, не более

15,0

15,0

20,0

20,0

Не устанавливают

Разрушенные и незаполненные мастикой деформационные швы на цементобетонном покрытии

Не допускаются

Загрязнения покрытия у кромок: толщина слоя загрязнения не более 1,5 см, шириной до 0,5 м, на 1000 м кромки покрытия, м, не более

50,0

50,0

100,0

100,0

150,0

Не обеспечен водоотвод на проезжей части

He допускается

     

     8 Мостовое сооружение

8.1 Состояние мoстoвых сооружений должно соответствовать требованиям таблицы 3. Описание дефектов приведено в таблице А.3 приложения А.


Таблица 3 - Дефекты мoстoвых сооружений

Вид дефекта

Размер дефекта по уровню содержания

1

2

3

4

5

Загрязнение проезжей части мостовых сооружений вдоль ограждений и тротуаров, загрязнение тротуаров с толщиной слоя загрязнения в населенных пунктах не более 0,5 см, вне населенных пунктов не более - 1,0 см, % протяженности, не более

Не допускается

5,0

5,0

10,0

15,0

Не обеспечен водоотвод на проезжей части и тротуарах

Не допускается

Отдельные выбоины в покрытии тротуаров, проломы в тротуарных плитах, глубиной не менее 5 см на 100 м, м площади тротуара, не более

0,5

0,7

0,7

1,0

2,0

Засорение водоотводных трубок, лотков и окон в тротуарных блоках, % общего количества, не более

10,0

Ограждения, неочищенные от грязи, % протяженности

2,0

10,0

Высота перил менее 110 см

Не допускается

Загрязненные перила

Не допускаются

Не устанавливают

Перила не окрашены

Не допускаются

Не устанавливают

Плоскость перильного ограждения не вертикальная

Не допускается

Не устанавливают

Элементы перильного ограждения не закреплены, деформированные элементы не заменены, нарушено перильное заполнение

Не допускаются

Протечки в деформационных швах в тротуарах

Не допускаются

Зазор деформационного шва не очищен, не заполнен резинобитумной мастикой на 100 м протяженности шва, м, не более

1,0

2,0

2,0

5,0

10,0

Износ досок верхнего настила деревянного моста, бордюрного бруса более 3 см, наличие коротких вставок, неисправных тротуаров, % от общей площади, не более

Не устанавливается

10,0

Пролетные строения и пространство под тротуарными блоками не очищены от мусора, грязи, мха, растительности, % общей площади

5

10

Накладки диафрагм, усиления, крепление коммуникаций не окрашены

Не допускаются

Трещины в железобетонных конструкциях пролетных строений раскрытием более 0,3 мм не заделаны (не затерты). Сколы и другие повреждения защитного слоя не устранены. Оголение арматуры (или на арматуру не нанесено защитное антикоррозионное покрытие)

Не допускаются

Отсутствие вертикальной разметки на опорах и пролетных строениях путепроводов

Не допускается

Незатянутые болты, дефекты заклепок

Не допускаются

Неисправное состояние узлов и стыков стальных балок с железобетонными плитами

Не допускается

Локальное отсутствие окраски элементов металлических конструкций, пролетных строений и опор (кроме оцинкованных), % общей площади покраски, не более

Не допускается

5

5

10

10

Насадки всех опор не очищены от мусора, грязи, мха, растительности

Не допускаются

Не обеспечен водоотвод на насадках опор

Не допускается

Загрязненные металлические и железобетонные опорные части, а также резиновые опорные части

Не допускаются

Дефекты вант и пилонов вантовых мостов

Не допускаются

Металлические элементы опорных частей не окрашены, % общей площади покраски, не более

Не допускаются

5

5

10

10

На боковых поверхностях опор (тела, насадок, стоек) наличие сколов бетона с обнажением арматуры

Не допускаются

Трещины и швы на боковых поверхностях опор (тела, насадок, стоек) не затерты или не загерметизированы

Не допускаются

Бетонные поверхности опор (насадки, при необходимости тело опор) не окрашены акриловой краской или не обработаны гидрофобизирующими составами на 100 м, м, не более

0,5

0,5

0,8

1,5

1,6

Конуса береговых опор не очищены от мусора, лишнего грунта, не спланированы, на бетонных конусах имеется растительность, % общей площади конусов

10,0

Подмостовая зона и русло не очищены от наносов, мусора, посторонних предметов

Не допускаются

Холмы грязи под водоотводными трубками

Не допускаются

Размывы подмостовой зоны

Не допускаются

Грунт в подмостовой зоне не спланирован (не выровнен)

Не допускаются

Водоотводные лотки (в т.ч. приемные оголовки, гасители) неисправны, не обеспечивают водоотвод

Не допускаются

Разрушенные, размороженные элементы лотков не заменены

Не допускаются

Прикромочные и телескопические водоотводные лотки, приемные оголовки, гасители не очищены от мусора, грязи

Не допускаются

Не обеспечен водоотвод в гасителе

Не допускаются

Промоины и просадки в зоне сопряжения моста с насыпью

Не допускаются

Размывы откосов и обочин подходов на длине 6 м, а также около водоотводных лотков и за гасителем, на 100 м, м, не более

0,5

0,5

0,8

1,5

1,6

Лестничные сходы (в том числе перила, не окрашенные с обеих сторон) не очищены от мусора, грязи

Не допускаются

Перила лестничных сходов не укреплены, не отремонтированы, наличие деформированных элементов

Не допускаются

Обочины и ограждения на подходах в пределах шестиметровой зоны не очищены от грязи, мусора

Не допускаются

Не устанавливают

Повреждения отдельных элементов лестничных сходов в зоне искусственных дорожных сооружений

Не допускаются