5.2.1 Обнаруженным при обследовании дефектам присваивают название из каталога дефектов, например [18], которое отражает вид дефекта и при необходимости конкретизирует его уточняющие признаки в привязке к конкретной конструкции (элементу конструкции).
5.2.2 Дефекты должны быть описаны с указанием локализации расположения на конструкции, опасности, степени влияния на основные свойства мостового сооружения, размеров, времени выявления, возможных причин появления, способов устранения. Наиболее опасные, а также характерные дефекты следует иллюстрировать фотоизображениями и (или) эскизами.
5.2.3 Локализацию возможного расположения дефекта на конструкции по результатам обследования следует приводить с учетом требований ГОСТ 33161. Описание мест расположения дефектов может быть дополнено и уточнено в произвольной форме.
5.2.4 Каждому дефекту должны быть присвоены категории по безопасности, долговечности, ремонтопригодности и буквенный индекс влияния на грузоподъемность для последующего его учета в расчетах. Категории дефекта вместе с результатами перерасчета грузоподъемности отражают его опасность, значимость степени влияния на основные функциональные свойства мостового сооружения (безопасность, грузоподъемность, долговечность, ремонтопригодность), а также качественную оценку предполагаемого ущерба.
Классифицировать дефекты следует с учетом определяющих параметров с учетом [13], [18].
5.2.5 В мостовых сооружениях следует различать пять категорий дефектов по безопасности и пять по долговечности: несущественные (нулевая категория), малозначительные (первая категория), значительные (вторая категория), опасные (третья категория) и критические дефекты (четвертая категория).
5.2.5.1 К несущественным (нулевая категория) и малозначительным (первая категория) дефектам следует относить дефекты, которые не препятствуют нормальной эксплуатации мостового сооружения и не приводят к неисправному состоянию. При этом несущественные дефекты не подлежат обязательному устранению.
5.2.5.2 К значительным (вторая категория) дефектам следует относить дефекты, которые негативно влияют на потребительские свойства мостовых сооружений, но они не представляют непосредственной опасности при эксплуатации сооружения. При наличии значительных дефектов в основных конструкциях ухудшаются эксплуатационные характеристики сооружения, может быть снижена безопасная скорость движения и долговечность конструкций. Сооружение при наличии значительных дефектов, как правило, имеет неисправное состояние. Устранение значительных дефектов обычно выполняют в плановом порядке.
5.2.5.3 К опасным (третья категория) дефектам следует относить дефекты, наличие которых в основных конструкциях в значительной степени снижает основные потребительские свойства мостового сооружения. Наличие опасных дефектов в основных конструкциях может приводить к непригодному для нормальной эксплуатации и предаварийному состоянию объекта, требуется введение ограничений движения по скорости движения и грузоподъемности. Устранение таких дефектов следует выполнять в первоочередном порядке.
5.2.5.4 К критическим (четвертая категория) дефектам следует относить дефекты, создающие угрозу обрушения конструкций, потери несущей способности отдельных элементов, угрозу безопасности движения автотранспорта и пешеходов и др. При наличии критического дефекта конструкция функционально непригодна для использования по назначению, эксплуатация мостового сооружения невозможна без существенных ограничений, например закрытие движения по полосам, запрещение движения грузовому транспорту, либо вовсе недопустима. Дальнейшая эксплуатация сооружения без устранения критических дефектов в основных конструкциях может привести к критическому отказу в мостовом сооружении, повлечь потерю или снижение прочности, устойчивости, надежности конструкции, его части или конструктивного элемента.
5.2.6 Категорию дефекта по безопасности следует обозначать буквенным индексом Б вместе с цифровыми индексами со значениями от нуля до четырех, которые показывают степень влияния дефекта на безопасность эксплуатации и безопасность движения, - Б0, Б1, Б2, Б3, Б4.
5.2.7 Категорию дефекта по долговечности следует обозначать буквенным индексом Д вместе с цифровыми индексами со значениями от нуля до четырех, которые показывают степень влияния дефекта на долговечность в соответствии с рекомендованными значениями индексов, - Д0, Д1, Д2, Д3, Д4.
5.2.8 При присвоении дефекту экспертных значений категорий следует комплексно учитывать все имеющиеся факторы: время и возможные причины образования дефекта, степень его влияния на потребительские свойства мостового сооружения, скорость развития, опасность возможных последствий дальнейшего развития, сложность устранения дефекта и др. В необходимых случаях эту и другую дополнительную информацию о дефекте следует указывать в ведомости дефектов, в пояснительной записке технического паспорта или в отчете об обследовании мостового сооружения.
5.2.9 Влияние дефекта на грузоподъемность следует обозначать буквенным индексом Г, который указывает наличие влияния дефекта на грузоподъемность. Индекс влияния на грузоподъемность Г следует присваивать только дефектам, оказывающим негативное влияние на грузоподъемность. Степень влияния дефекта на грузоподъемность следует устанавливать поверочными расчетами, выполняемыми в соответствии с [3]-[7]. Если дефект не оказывает влияние на грузоподъемность, то буквенный индекс Г такому дефекту присваивать не следует.