ГОСТ Р 59858-2021
(ИСО 21750:2006)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автотранспортные средства
ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ
Технические требования и методы испытаний
Road vehicles. Electronic tyre pressure monitoring systems. Technical requirements and test methods
ОКС 35.240.60
Дата введения 2022-04-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2021 г. N 1536-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 21750:2006* "Дорожный транспорт. Повышение безопасности посредством мониторинга давления в шинах" (ISO 21750:2006, "Road vehicles - Safety enhancement in conjunction with tyre inflation pressure monitoring", MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), которые выделены в тексте курсивом**, а также его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5-2001 (подразделы 4.2 и 4.3).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие", приложении ДА и по тексту документа отмеченные знаком "**" приводятся обычным шрифтом., отмеченные в этих разделах знаком "***" и остальные по тексту документа выделены курсивом - Примечание изготовителя базы данных.
Внесение указанных технических отклонений направлено на учет особенностей объекта стандартизации, характерных для Российской Федерации, и целесообразности использования ссылочных национальных и межгосударственных стандартов вместо ссылочных международных стандартов.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5) и для увязки с наименованиями, принятыми в существующем комплексе национальных стандартов Российской Федерации.
Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации"***. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Пневматическая шина - это эластичный компонент, деформирующийся при нагрузке. Шина должна иметь достаточное давление, чтобы ее можно было использовать с расчетной деформацией, обеспечивающей необходимую нагрузку на колесо как часть нагрузки на ось при движении автотранспортного средства с заданной скоростью и передачу расчетных продольных и поперечных нагрузок. Отклонение от нормативной величины давления влияет на ресурс пневматической шины. Длительное чрезмерное отклонение может привести к разрушению шины.
В реальных условиях движения физическим параметром, наиболее соответствующим деформации шины, является давление в шине. Поэтому мониторинг давления в пневматических шинах для дорожных транспортных средств определен в качестве основного способа повышения активной безопасности автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Давление в пневматических шинах дорожных транспортных средств устанавливается пользователем автотранспортного средства в соответствии с рекомендациями его изготовителя и действующими стандартами на шины. Пользователь автотранспортного средства несет ответственность за поддержание правильного давления в шинах. Одна или несколько шин с существенно сниженным давлением ухудшают характеристики автотранспортного средства, в т.ч. влияющие на безопасность. Давление в шинах, выходящее за пределы диапазона, рекомендованного изготовителем шины и/или автотранспортного средства, может изменить эксплуатационные характеристики шины вплоть до внезапной потери давления.
Настоящий стандарт не предусматривает, что шина при любых обстоятельствах полностью сохранит работоспособность до того, как система мониторинга давления в шинах предупредит водителя в случаях быстрого падения давления.
Основная задача системы мониторинга давления в шинах - предупредить водителя при обнаружении небезопасного состояния, связанного с неправильным давлением в шинах.
Настоящий стандарт содержит предложения по определению терминов, используемых как в рабочих группах по стандартизации, работающих с системами мониторинга давления в шинах, так и в системах повышения мобильности.
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний и технические требования к электронным системам мониторинга давления в шинах для бескамерных шин (см. [1]), оснащенных или не оснащенных системой повышения мобильности, номинальным давлением не выше 375 кПа, установленным в определенном положении на четырехколесные автотранспортные средства (АТС). С помощью системы можно измерять давление во всех используемых шинах, а не только в тех, которые применяются в данный момент, и предоставлять водителю информацию о давлении в них.
Настоящий стандарт определяет общие руководящие принципы работы для систем и их компонентов независимо от физических принципов и технологического решения, выбранных для мониторинга давления в шинах, для расчета отклонений от номинального уровня и для предоставления соответствующей информации водителю, если давление в одной, нескольких или всех шинах требует корректирующих действий для предполагаемых условий эксплуатации.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.417 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
ГОСТ CISPR 24** Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Устойчивость к электромагнитным помехам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51318.25 (СИСПР 25:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины и определения по [2]-[5], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 колесо (tyre wheel assembly): Сборка, состоящая из обода или диска, шины, вентиля и т.д.
3.2 (пневматическая) шина (tyre): Эластичный компонент колеса, изготовленный из каучука и армирующих материалов.
Примечание - Накачивание шины сжатым воздухом позволяет ей нести нагрузку на колесо как часть нагрузки на ось и передавать продольные и поперечные нагрузки. В ненагруженном состоянии накачанная шина является по существу тороидальной.
3.3 запасное колесо (spare unit): Колесо в сборе, предназначенное для замены на колесо в сборе, установленное на АТС, полностью или частично утратившее свою функциональность.
Примечание - Колесо в соборе с учетом [6].
3.4 система повышения мобильности (extended mobility system): Сборка определенных функционально зависимых компонентов, включая, но не ограничиваясь, систему предупреждения о давлении в накачанных и спущенных шинах, которые в совокупности обеспечивают заданную производительность, предоставляя оборудованному ею АТС повышенную мобильность.
Примечание - Отдельный компонент или несколько независимых компонентов, функционально взаимодействующих с другими элементами АТС, не представляют собой систему повышения мобильности. Сборка компонентов, которые подходят для создания системы, но не полностью соответствуют спецификациям системного администратора, не составляют систему повышения мобильности.
3.5 система мониторинга давления в шинах; СМДШ (tyre pressure monitoring system; TPMS): Система, установленная на АТС, способная оценивать давление в шинах или измерять давление во времени и передавать соответствующую информацию водителю во время движения АТС.
Примечание - СМДШ функционально состоит:
- из датчиков;
- каналов передачи информации;
- центрального блока управления;
- человеко-машинного интерфейса.
3.6 система сигнализации о давлении в шинах; ССДШ (tyre pressure alerting system; TPAS): Система для измерения давления и внутренней температуры в шинах или параметров, непосредственно коррелирующихся с давлением, и для предоставления водителю информации о том, что давление в шине достигло значения, требующего корректирующего воздействия.
Примечание - ССДШ может также включать предупреждающую функцию Run-flat.
3.7 система предупреждения о низком давлении в шинах; СПНДШ (tyre pressure warning system; TPWS): Система, предоставляющая водителю информацию о фактическом относительном давлении в каждой шине.
3.8 система предупреждения о падении давления в шинах; СППДШ (tyre leak alerting system; TLAS): Система, предоставляющая водителю информацию о том, что давление в одной из шин в процессе эксплуатации значительно отличается от давления в других шинах и исходного давления и требует корректирующих действий.
3.9 этап обучения (learning phase): Рабочее состояние, при котором распознают, измеряют и проверяют с достаточной статистической вероятностью необходимые значения для СМДШ/СППДШ (данные, значения).
Примечание - Этап обучения может включать в себя активные и пассивные части. На этапе обучения чувствительность тревоги/предупреждения увеличивается от нулевой до целевой.
3.10 накачанное состояние (inflated mode): Нормальное рабочее состояние шины, накачанной до номинального значения давления в холодном состоянии, рекомендованного производителем АТС или шины для соответствующих условий эксплуатации.
3.11 режим работы спущенной шины (flat tyre running mode): Состояние шины, работающей при давлении ниже 70 кПа.
3.12 давление воздуха в холодной шине (cold tyre inflation pressure): Давление в шинах при температуре окружающей среды при условии отсутствия повышения давления в процессе движения АТС.
3.13 минимальное давление воздуха в холодной шине (minimum cold tyre inflation pressure): Минимальное давление в шинах, установленное в стандартах профессиональных объединений изготовителей шин для данных условий эксплуатации.
Примечание - Минимальное давление в шинах установлено в [7].
3.14 рекомендованное давление воздуха в холодной шине (recommended cold tyre inflation pressure): Давление, рекомендованное для каждого положения шины изготовителем АТС и/или шины для предполагаемых условий эксплуатации данного АТС.
Примечание - равно или превышает минимальное давление воздуха в холодной шине.
3.15 совокупность рекомендованных давлений воздуха в холодной шине (set of recommended cold tyre inflation pressure): Значения рекомендованных давлений в холодных шинах, установленных на передней и задней осях АТС.
3.16 нормальная нагрузка на шину (normal load on a tyre): Нагрузка, приложенная к одной шине, получаемая распределением на каждую ось суммы снаряженной массы, массы аксессуаров (инструмента) и нормативной массы пассажиров.
3.17 запас нагрузки на шину (tyre load reserve): Разница между максимально допустимой стандартами производителя нагрузкой для определенной шины с определенным давлением и максимальной нагрузкой АТС на шину.
3.18 предупреждение (warning): Индикация для водителя, информирующая его о том, что один из элементов АТС находится за пределами штатных условий эксплуатации, в связи с чем рекомендованы корректирующие действия.
3.19 сигнал тревоги (alarm): Индикация для водителя, информирующая его о том, что один из элементов находится в состоянии, требуемом немедленного корректирующего воздействия.
3.20 ложное предупреждение или тревога (ошибка первого рода) (false warning or alarm): Предупреждение о таком событии, которое не происходило.
3.21 пропуск события (ошибка второго рода) (skip warning or alarm): Отсутствие предупреждения о событии в случае, когда оно произошло.