ГОСТ 34788-2021
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Автомобильные транспортные средства
СИСТЕМЫ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ. КАЧЕСТВО ГРОМКОГОВОРЯЩЕЙ СВЯЗИ
Технические требования и методы испытаний
Motor vehicles. Call emergency services systems. Speakerphone quality. Technical requirements and test methods
МКС 35.240.60
Дата введения 2022-06-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 октября 2021 г. N 144-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | АМ | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
|
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь
|
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизия | KG | Кыргызстандарт
|
Россия | RU | Росстандарт
|
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2021 г. N 1527-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34788-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2022 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - АТС) категорий М и N в соответствии с [1], оснащенные системой вызова экстренных оперативных служб в целях проверки установления двухстороннего дуплексного голосового соединения в режиме громкоговорящей связи с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.
________________
В Российской Федерации система экстренного реагирования при авариях называется "ЭРА-ГЛОНАСС".
Настоящий стандарт устанавливает требования к качеству громкоговорящей связи и методы испытаний.
Настоящий стандарт применяется к системе вызова экстренных оперативных служб в конфигурации штатного оборудования АТС.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 33147-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Плиты дорожные железобетонные. Методы контроля
ГОСТ 33464-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования
ГОСТ 33468-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний устройства/системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1
искусственное ухо: Устройство, представляющее собой модель наружного уха человека в виде переходной камеры и калиброванного микрофона, предназначенное для измерения уровня звукового давления, развиваемого внешними источниками звука, и имеющее в диапазоне слышимых звуковых частот входной акустический импеданс, близкий к средним показателям входного импеданса уха взрослого человека. [ГОСТ 33468-2015, пункт 3.1.4] |
3.1.2
искусственные голова и торс; HATS: Устройство, представляющее собой манекен с головой и торсом размерами, близкими к средним показателям для взрослого человека, и предназначенное для учета явлений звуковой дифракции, вызываемой головой и телом человека при акустических измерениях в кабине транспортного средства. Примечание - В голове манекена располагаются устройства искусственного рта и уха. [ГОСТ 33468-2015, пункт 3.1.5] |
3.1.3
искусственный рот: Устройство, представляющее собой модель рта человека и состоящее из громкоговорителя, установленного в корпусе с имитацией губ и имеющего в ближнем звуковом поле направленность и диаграмму излучения, которые аналогичны средним показателям направленности и диаграммы излучения рта взрослого человека. [ГОСТ 33468-2015, пункт 3.1.7] |
3.1.4 контрольные испытания: Испытания, проводимые изготовителем в целях подтверждения стабильности характеристик продукции, в отношении которых была проведена оценка соответствия требованиям документа, действующего на территории государств - участников СНГ.
________________
В Российской Федерации - в соответствии с [2].
3.1.5 масса АТС в снаряженном состоянии: Определенная изготовителем масса порожнего АТС с кузовом и сцепным устройством, в случае буксирующего АТС либо масса шасси с кабиной (пассажирским помещением), если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством, включая массы охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг) и - для городских и междугородных автобусов - члена экипажа (75 кг), если в АТС для него предусмотрено сиденье.
3.1.6 сертификационные испытания: Испытания репрезентативного(ых) образца(ов) АТС, проведенные аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией, на основании результатов которых делается заключение о соответствии типа АТС, объединяющего модификации, включенные в техническое описание, представляемое заявителем при проведении сертификационных испытаний, требованиям документа, действующего на территориях государств - участников СНГ.
________________
В Российской Федерации - в соответствии с [2].
3.1.7 система вызова экстренных оперативных служб; СВЭОС: Устройство вызова экстренных оперативных служб, установленное на АТС.
3.1.8 устройство вызова экстренных оперативных служб; УВЭОС: Блок или комплекс компонентов, осуществляющих прием и/или генерацию в автоматическом и ручном режиме инициирующих логических сигналов с запросом на операцию экстренного вызова оперативных служб; передачу сообщения об аварийной (экстренной) ситуации, содержащего минимальный набор данных; прием информации о местоположении или определение местоположения АТС; выдачу предупреждающего сигнала; обеспечение двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АЧХ | - амплитудно-частотная характеристика; |
ГНСС | - глобальная навигационная спутниковая система; |
ДВС | - двигатель внутреннего сгорания; |
ПО | - программное обеспечение; |
ПЭВМ | - персональная электронно-вычислительная машина; |
УЗД | - уровень звукового давления; |
GSM | - глобальный цифровой стандарт для мобильной сотовой (подвижной радиотелефонной) связи. |
4.1 Тип АТС в отношении качества громкоговорящей связи означает АТС, которые не различаются по таким существенным аспектам, как:
- их изготовитель;
- тип их СВЭОС; либо
- характеристики АТС, которые существенно влияют на эффективность работы СВЭОС.
В случае, если в техническое описание включены несколько модификаций АТС, испытания проводят на репрезентативном(ых) образце(ах) с ожидаемыми наихудшими показателями.
Из предоставленных заявителем нескольких АЧХ микрофонов и громкоговорителей, из вариантов, заявленных в рамках типа АТС, выбирается образец с ожидаемыми наихудшими характеристиками.
При проведении испытаний могут применяться предоставленные заявителем результаты измерений уровня внутреннего шума при движении на постоянных скоростях либо, по заявлению изготовителя, применяться увеличивающий коэффициент для уровня записанного акустического шума и воспроизводимого в соответствии с 7.5.
4.2 На все компоненты/элементы СВЭОС/УВЭОС следует наносить маркировку, за исключением крепежных элементов и соединительных проводов. Основные компоненты, подлежащие маркировке:
- телекоммуникационный блок;