ГОСТ 33468-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Глобальная навигационная спутниковая система
СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ
Методы испытаний устройства/системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства
Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Test methods for in-vehicle emergency call device/system on compliance with requirements for speakerphone quality in a vehicle
МКС 35.240.60
Дата введения 2017-01-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством "Содействие развитию и использованию навигационных технологий" и акционерным обществом "Научно-технический центр современных навигационных технологий" "Интернавигация" (АО "НТЦ "Интернавигация")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по результатам голосования (протокол от 12 ноября 2015 г. N 82-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2016 г. N 2038-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33468-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2017 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55531-2013*
________________
* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2016 г. N 2038-ст национальный стандарт ГОСТ Р 55531-2013 отменен с 1 июня 2017 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на устройства и системы вызова экстренных оперативных служб, предназначенные для установки на колесные транспортные средства категорий М и N в соответствии с требованиями [1].
Настоящий стандарт определяет методы испытаний устройств/систем вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства, указанным в ГОСТ 33464, в целях установления двухстороннего дуплексного голосового соединения в режиме громкой связи с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи согласно требованиям технического регламента [1].
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 16600-72 Передача речи по трактам радиотелефонной связи. Требования к разборчивости речи и методы артикуляционных измерений.
ГОСТ 17187-2010 (МЭК 61672-1:2002). Шумомеры. Часть 1. Технические требования.
ГОСТ 33464-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 акустический эхокомпенсатор; АЭК: Устройство или алгоритм обработки сигнала, входящие в УСВ, компенсирующие акустические эхосигналы дальнего абонента, попадающие в канал передачи вместе с речью ближнего абонента, путем вычитания предсказанного эхосигнала, полученного на основе адаптивной фильтрации сигнала дальнего абонента, взятого из канала приема.
Примечание - Качественный АЭК позволяет вести сеанс громкоговорящей связи в режиме полного дуплекса.
3.1.2 акустический эхоподавитель; АЭП: Устройство или алгоритм обработки сигнала, входящие в УСВ, подавляющие акустические эхосигналы дальнего абонента, попадающие в канал передачи вместе с речью ближнего абонента, путем реализации переключателя направления "прием - передача", управляемого голосами ближнего и дальнего абонентов.
Примечание - Основное отличие АЭП от АЭК - ослабление эхосигналов методом внесения потерь в каналы приема и передачи, что не позволяет вести разговор в режиме полного дуплекса.
3.1.3 громкоговорящее УСВ: УСВ без телефонной трубки или гарнитуры, работающее на удалении от абонента через динамики и микрофоны, не требующее использования рук в течение сессии связи.
3.1.4 искусственное ухо: Устройство, представляющее собой модель наружного уха человека в виде переходной камеры и калиброванного микрофона, предназначенное для измерения уровня звукового давления, развиваемого внешними источниками звука, и имеющее в диапазоне слышимых звуковых частот входной акустический импеданс, близкий к средним показателям входного импеданса уха взрослого человека.
3.1.5 искусственные голова и торс; HATS: Устройство, представляющее собой манекен с головой и торсом размерами, близкими к средним показателям для взрослого человека, и предназначенное для учета явлений звуковой дифракции, вызываемой головой и телом человека при акустических измерениях в кабине транспортного средства.
Примечание - В голове манекена располагаются устройства искусственного рта и уха.
3.1.6 искусственный голос: Синтетический тестовый сигнал, заданный математически и имеющий спектральные и временные характеристики, близкие к средним показателям для мужской или женской речи. Используется при проведении объективных измерений вместо натуральной речи для получения повторяемых результатов.
3.1.7 искусственный рот: Устройство, представляющее собой модель рта человека и состоящее из громкоговорителя, установленного в корпусе с имитацией губ и имеющего в ближнем звуковом поле направленность и диаграмму излучения, которые аналогичны средним показателям направленности и диаграммы излучения рта взрослого человека.
3.1.8 кодек: Устройство или алгоритм, осуществляющее цифровое кодирование и декодирование речевых или аудиосигналов, передаваемых в системах мобильной радиосвязи.
Примечание - Кодеки характеризуются полосой передаваемых частот, скоростью кодированного цифрового потока, задержкой обработки сигналов, разборчивостью и качеством кодирования речевых или аудиосигналов.
3.1.9 комбинированный тестовый сигнал; CSS: Звуковой тестовый сигнал, представляющий собой последовательную комбинацию различных тестовых сигналов.
3.1.10 направление передачи: Канал передачи от ближнего абонента в транспортном средстве к дальнему абоненту в центре обслуживания.
3.1.11 направление приема: Канал приема от дальнего абонента в центре обслуживания к ближнему абоненту в транспортном средстве.
3.1.12 оценка качества речи по шкале MOS: Субъективная оценка качества речи методом усреднения мнений экспертов по пятибалльной шкале от 1 (очень плохо) до 5 (отлично).
3.1.13 пик-фактор сигнала: Отношение максимальной амплитуды сигнала к его среднеквадратичному уровню.
Примечание - Например, пик-фактор синусоидального сигнала равен 3,01 дБ. Пик-фактор узкополосных речевых сигналов редко превышает 18 дБ.
3.1.14 показатель громкости передачи; SLR: Взвешенное акустоэлектрическое затухание громкоговорящего УСВ на передачу, характеризует величину ослабления сигнала в канале передачи между уровнем громкости акустического сигнала, развиваемого ближним абонентом в эталонной точке рта, и уровнем электрического сигнала в эталонной точке системного симулятора.
Примечание - Данная величина определена как частотно-взвешенное усреднение отношений уровней звукового давления в Паскалях (Па) к эффективному напряжению сигнала в вольтах (В), измеренных в третьоктавных частотных полосах. Показатель громкости передачи учитывает механизм восприятия громкости сигнала человеком, выражается в децибелах и рассчитывается согласно [2].
3.1.15 показатель громкости приема; RLR: Взвешенное электроакустическое затухание громкоговорящего УСВ на прием характеризует величину ослабления сигнала в канале приема между уровнем электрического сигнала в эталонной точке системного симулятора и уровнем громкости акустического сигнала, воспринимаемого ближним абонентом в эталонной точке барабанной перепонки.
Примечание - Данная величина определена как частотно-взвешенное усреднение отношений эффективного напряжения сигнала в вольтах к уровню звукового давления в паскалях, измеренных в третьоктавных частотных полосах. Показатель громкости приема учитывает механизм восприятия громкости сигнала человеком, выражается в децибелах и рассчитывается согласно [2].
3.1.16 полный дуплекс: Возможность проводить сеанс громкоговорящей связи без напряжения внимания в режиме одновременного двухстороннего разговора.
3.1.17 полудуплекс: Возможность проводить сеанс громкоговорящей связи только в режиме попеременного одностороннего разговора.
3.1.18 режим одновременного двухстороннего разговора; dt: Режим работы громкоговорящего УСВ, когда оба абонента, ближний и дальний, пытаются говорить и слушать друг друга одновременно, перебивая друг друга.
3.1.19 режим одностороннего разговора; st: Режим работы громкоговорящего УСВ, когда оба абонента, ближний и дальний, говорят и слушают друг друга поочередно, не перебивая друг друга. Во время речи одного абонента другой абонент молчит.
3.1.20 речь ближнего абонента: Речь абонента, расположенного в кабине (салоне) транспортного средства, оборудованного громкоговорящим УСВ.
Примечание - В процессе испытаний абонентом может выступать как реальный человек, так и тестовый сигнал, подаваемый через устройство "искусственный рот" манекена HATS.
3.1.21 речь дальнего абонента: Речь абонента, расположенного в удаленном центре обслуживания звонков.
Примечание - В процессе испытаний абонентом может выступать как реальный человек, использующий обычный стационарный телефон с телефонной трубкой, так и тестовый сигнал, подаваемый через электрические входы - выходы системного симулятора.
3.1.22 система вызова экстренных оперативных служб; СВ: Система, выполняющая функции устройства вызова экстренных оперативных служб, обеспечивающая передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме.
Примечания
1 Система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в ручном режиме.
2 Категории транспортных средств, подлежащих оснащению системами вызова экстренных оперативных служб, установлены в [1].
3.1.23 системный симулятор: Устройство, имитирующее сеть мобильной связи и имеющее с одной стороны радиоинтерфейс, а с другой стороны - электрические входы - выходы каналов передачи и приема.
3.1.24 устройство/система вызова экстренных оперативных служб узкополосные: Устройство/система вызова экстренных оперативных служб, работающие с узкополосным речевым сигналом обычного качества (с рабочей полосой частот 0,3-3,4 кГц и с частотой дискретизации не менее 8 кГц).
3.1.25 устройство вызова экстренных оперативных служб; УВ: устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествии в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными и оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.
Примечания
1 Устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, а также сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве установлены в [1].
2 Категории транспортных средств, подлежащих оснащению устройствами вызова экстренных оперативных служб, установлены в [1].
3.1.26 частичный дуплекс: Ограниченная возможность проводить сеанс связи в режиме одновременного двухстороннего разговора, сигнал собеседника слышен, но испытывает скачки громкости, затрудняющие понимание.
3.1.27 устройство/система вызова экстренных оперативных служб широкополосные: Устройство/система вызова экстренных оперативных служб, работающие с широкополосным речевым сигналом обычного качества (с рабочей полосой частот 0,15-7,0 кГц и частотой дискретизации не менее 16 кГц).