Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59201-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила (с Поправкой)

Приложение Б

(рекомендуемое)

Условия образования зимней скользкости

     

Б.1 Гололедица образуется при замерзании влаги в результате похолодания. Источниками увлажнения покрытия могут быть: дождь, тающий снег, снег с дождем. Все эти виды осадков выпадают при положительных, близких к нулю температурах воздуха. При понижении температуры покрытия дороги ниже 0°С влага на покрытии замерзает. Процессу образования гололедицы в данных условиях предшествуют:

- повышение атмосферного давления на фоне выпадающих осадков;

- установление ясной безоблачной погоды после прекращения выпадения осадков;

- одновременное уменьшение относительной влажности воздуха и понижение температуры воздуха от положительных значений до отрицательных;

- понижение температуры воздуха от положительных значений до отрицательных.

Образование гололедицы наиболее вероятно при температурах воздуха от минус 2°С до минус 6°С, относительной влажности воздуха от 65% до 85%.

Б.2 "Черный лед" - конденсация на сухом покрытии атмосферной влаги из воздуха - вид скользкости, образованию которой предшествуют и сопутствуют следующие условия:

- высокая относительная влажность воздуха;

- температура покрытия ниже нуля и ниже точки росы;

- ясная морозная погода (полное отсутствие облачности);

- отсутствие ветра.

В результате радиационного выхолаживания дорожного покрытия до температур ниже 0°С и ниже температуры точки росы водяной пар из воздуха сублимируется, т.е. переходит из газообразного состояния в лед, минуя жидкую фазу воды, на поверхности дорожного покрытия и превращается в очень тонкий и прозрачный слой льда (практически не видимый из автотранспортного средства).

Образование этого вида скользкости возможно в ночное время при широком диапазоне изменения температуры воздуха и относительной влажности воздуха, близкой к 100%. В зимний период такое сочетание метеорологических условий наиболее вероятно в районах, расположенных вблизи водоемов, в горной местности, а также на мостах и путепроводах, которые обладают меньшей тепловой инерционностью, чем дорожное покрытие, и имеют более низкую температуру покрытия при радиационном выхолаживании в ночное время.