Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34765-2021 Вагоны грузовые бункерного типа. Общие технические условия (с Поправками)

     7 Методы контроля

7.1 Испытания проводят в помещениях, которые обеспечивают нормальные климатические условия испытаний по ГОСТ 15150-69 (подраздел 3.15), если иное не предусмотрено условиями проведения испытаний (см. 7.4, 7.8, 7.24, 7.25, 7.15, 7.23). Условия размещения средств измерений должны соответствовать их паспортным данным.

7.2 Работы по подготовке и проведению испытаний проводят с соблюдением требований безопасности и охраны труда в соответствии с ГОСТ 33788-2016 (раздел 11).

7.3 Средства измерений должны быть поверены и (или) калиброваны, испытательное оборудование аттестовано в соответствии с национальным законодательством.

________________

В Российской Федерации - в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и ГОСТ Р 8.568-97 "Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Общие положения".

7.4 Массу тары по 4.1.1 проверяют взвешиванием порожнего вагона на вагонных весах по ГОСТ 29329 с пределами допускаемой погрешности не более ±50 кг.

7.5 Значение максимальной расчетной статической осевой нагрузки по 4.1.1 проверяют при анализе конструкторской документации. Выполнение требования 4.3.7 проверяют сравнением нагрузки, полученной от деления суммы фактической массы тары порожнего вагона по 7.4 и его грузоподъемности (пересчитанных в килоньютонах) на число осей, с максимальной расчетной статической осевой нагрузкой по ГОСТ 9246.

Величина, полученная для вагона, не должна превышать максимальную расчетную статическую осевую нагрузку для выбранного типа тележки.

7.6 При проверке длины по осям сцепления автосцепок по 4.1.1 измеряют расстояние между нитями отвесов, приложенных к осям сцепления автосцепок. Измерения проводят в состоянии покоя нитей на одинаковом расстоянии от головок рельсов рулеткой 2-го класса точности или более высокого класса точности по ГОСТ 7502. Должно быть исключено провисание ленты рулетки. За результат принимают среднее арифметическое значение по результатам трех измерений.

Требования к пути в месте проведения контроля - по ГОСТ 9238-2013 (пункт И.2 приложения И).

7.7 Для проверки базы вагона по 4.1.1 вагон поднимают и измеряют расстояние между центрами отверстий под шкворень в пятниках. Измерения проводят рулеткой 2-го класса точности или более высокого класса точности по ГОСТ 7502. Должно быть исключено провисание ленты рулетки. За результат принимают среднее арифметическое значение по результатам трех измерений.

7.8 Конструкционную скорость по 4.1.1 проверяют при ходовых динамических испытаниях по ГОСТ 33788-2016 (подраздел 8.3).

7.9 Наличие показателей по 4.1.1 и 4.1.9 проверяют по техническим условиям на вагон, наличие сведений по 4.6.7, 9.6 - по руководству по эксплуатации.

7.10 Климатическое исполнение вагона по 4.1.2 подтверждается:

- анализом сопроводительной документации на комплектующие изделия и материалы;

- проверкой на ударную вязкость низколегированных сталей рамы, балок, бункеров, рычагов и тяг тормозной рычажной передачи при температуре минус 60°С по сертификатам качества на материал или путем испытаний по ГОСТ 9454.

7.11 Вписывание вагона в габарит по 4.1.3 проверяют в соответствии с ГОСТ 9238-2013 (подраздел 6.6).

7.12 Правильность сборки вагона, установки тележек, автосцепных устройств, тормозного оборудования по 4.1.4, механизмов, удерживающих бункера в рабочем положении по 4.2.1, правильность сборки устройств загрузки и разгрузки по 4.2.2 и 4.2.3, наличие переходной площадки по 4.2.5 и ее оборудование подножками, поручнями и ограждением со стороны концевой балки по 4.2.6, цвет окраски по 4.2.15 и 5.8, комплектность по 4.5, маркировку по 4.6, расположение органов управления по 5.7 контролируют по конструкторской документации и визуальным методом контроля.

7.13 Работоспособность механизма автосцепки по 4.1.4 проверяют при помощи средств допускового контроля в соответствии с указаниями эксплуатационных документов на них. Проверку выполняют для обеих автосцепок вагона.

7.14 Исполнение и комплектацию тормозного оборудования по 4.1.4, обеспечение безопасности работ, сохранности груза и отсутствие повреждений вагона при погрузо-разгрузочных работах по 4.1.5, сохранение работоспособности при повышении температуры по 4.1.7 и 4.1.8, исполнение и комплектацию автоматического пневматического тормоза по 4.3.5, стойкость и безопасность материалов по 5.13 проверяют при анализе конструкторской документации.

7.15 Отсутствие непредусмотренных конструкцией вагона касаний составных частей между собой при проходе кривой по 4.1.6 проверяют визуально при прохождении вагоном горизонтальной кривой в груженом состоянии со скоростью не более 5 км/ч. Проверку осуществляет один специалист с каждой боковой стороны вагона. Количество проходов вагона - не менее трех. Состояние железнодорожного пути, на котором проводят испытания, должно соответствовать требованиям, установленным национальным законодательством.

________________

В Российской Федерации - в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286).

Допускается проведение проверки путем поворота тележек вагона относительно друг друга на углы, соответствующие углам их поворота в горизонтальной кривой по 4.1.6. Поворот всех тележек выполняют на положительные и отрицательные углы не менее трех раз. Проверку осуществляет один специалист с каждой боковой стороны вагона.

7.16 Наличие устройства автоматической идентификации бортового номера по 4.1.10, наличие и расположение лестниц, подножек, поручней и прочих по 4.2.4, наличие мест установки домкратов по 4.2.7, тяговых кронштейнов (скоб) по 4.2.8, наличие смазки (при необходимости) по 4.2.17, наличие кронштейнов (скоб) для крепления концевых сигнальных устройств по 4.2.19, обеспечение безопасности обслуживающего персонала и доступ к оборудованию по 5.1, выполнение требований к поверхности по 5.2, предохранения крепления по 5.4, отсутствие острых ребер, кромок и углов по 5.12 контролируют визуальным методом контроля.

7.17 Герметичность бункеров и крышек загрузочных люков вагонов, оборудованных устройством аэрационно-пневматической разгрузки по 4.2.3 проверяют проведением гидравлических испытаний при давлении, равном 0,25 МПа. Время выдержки не менее 5 мин. Падение давления по манометру, течи и образование капель на основном металле, в сварных швах, уплотнениях и разъемных соединениях, определяемых визуально, не допускаются.

7.18 Размеры лестниц, поручней, подножек и прочих по 4.2.4, высоту ограждения по 4.2.6 определяют посредством измерений.

Для измерений используют рулетки 2-го класса точности или более высокого класса точности по ГОСТ 7502, линейки по ГОСТ 427, штангенциркули по ГОСТ 166, обеспечивающими точность по ГОСТ 8.051. При измерении размеров свыше 500 мм применяют средства измерений с допускаемой погрешностью ±0,5 мм. За результат принимают среднее арифметическое значение по результатам трех измерений.