Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 14064-2-2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГАЗЫ ПАРНИКОВЫЕ

Часть 2

Требования и руководство по количественному определению, мониторингу и составлению отчетной документации на проекты сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их поглощения на уровне проекта

Greenhouse gases. Part 2. Specification with guidance at the project level for quantification, monitoring and reporting of greenhouse gas emission reductions or removal enhancements

ОКС 13.020.40

Дата введения 2022-01-01

с правом досрочного применения

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") совместно с Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2021 г. 1030-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14064-2:2019* "Газы парниковые. Часть 2. Требования и руководство по количественному определению, мониторингу и составлению отчетной документации на проекты сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их поглощения на уровне проекта" (ISO 14064-2:2019 "Greenhouse gases - Part 2: Specification with guidance at the project level for quantification, monitoring and reporting of greenhouse gas emission reductions or removal enhancements", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Международный стандарт разработан подкомитетом ИСО ТК 207 "Экологический менеджмент" подкомитет ПК 7 "Управление парниковыми газами и связанная с этим деятельность" Международной организации по стандартизации (ИСО).

Перечень терминов, дополнительно применяемых в климатических проектах, приведен в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 14064-2-2007

6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

0.1 Предпосылки

Изменение климата, обусловленное антропогенной деятельностью, признано одной из самых серьезных проблем, стоящих перед миром, и будет сказываться на бизнесе и населении в предстоящие десятилетия.

Изменение климата имеет последствия как для человека, так и для природных систем и может оказывать существенное влияние на доступность ресурсов, экономическую деятельность и благосостояние человечества. В ответ на это государственным и частным секторами разрабатываются и осуществляются международные, региональные, национальные и местные инициативы по снижению концентраций парниковых газов (ПГ) в атмосфере Земли, а также по содействию адаптации к изменению климата.

Существует необходимость в эффективном и последовательном реагировании на неотложную угрозу изменения климата на основе наилучших имеющихся научных знаний. ИСО выпускает документы, которые поддерживают преобразование научных знаний в инструменты, которые помогут решить проблему изменения климата.

Инициативы по предотвращению выбросов ПГ основываются на количественной оценке, мониторинге, предоставлении отчетности и верификации выбросов и/или поглощения ПГ.

Серия стандартов ИСО 14060 обеспечивает ясность и последовательность количественной оценки, мониторинга, предоставления отчетности и верификации или валидации выбросов и поглощения ПГ в целях поддержки устойчивого развития на основе низкоуглеродной экономики и в интересах организаций, инициаторов проектов и заинтересованных сторон во всем мире. В частности, использование серии стандартов ИСО 14060:

- повышает экологическую целостность количественной оценки ПГ;

- повышает достоверность, последовательность и прозрачность количественной оценки, мониторинга, отчетности, верификации и валидации ПГ;

- облегчает разработку и реализацию управленческих стратегий и планов по ПГ;

- упрощает разработку и осуществление мер по предотвращению изменения климата посредством сокращения выбросов или увеличения поглощения ПГ;

- облегчает возможность отслеживания результативности и прогресса в сокращении выбросов ПГ и/или увеличении поглощения ПГ.

Применение серии стандартов ИСО 14060 включает следующее:

- корпоративные решения, такие как определение возможностей сокращения выбросов и повышение прибыльности за счет сокращения потребления энергопотребления;

- управление рисками и возможностями, такими как связанные с климатом риски, включая финансовые, нормативные, по цепочке поставок, продукта и клиента, судебные разбирательства, репутационные риски и возможности для бизнеса (например, новый рынок, новая бизнес-модель);

- добровольные инициативы, такие как участие в добровольных рейтингах ПГ или инициативах по представлению отчетности по устойчивому развитию;

- рынки ПГ, такие как покупка и продажа разрешений или кредитов на выбросы ПГ;

- программы регулирования/правительственные программы по ПГ, такие как кредиты на ранние действия, соглашения или национальные и местные инициативы по представлению отчетности.

В ИСО 14064-1 подробно изложены принципы и требования в отношении планирования, разработки, управления инвентаризацией ПГ и представления отчетности на уровне организации.

ИСО 14064-1 устанавливает требования к определению границ выбросов и поглощения ПГ, количественной оценки выбросов и поглощения ПГ организации и определения конкретных действий или деятельности компаний, направленных на улучшение менеджмента ПГ.

ИСО 14064-1 также включает требования и руководящие указания в отношении менеджмента качества инвентаризации ПГ, отчетности, внутреннего аудита и обязанностей организации в деятельности по верификации.

Настоящий стандарт подробно описывает принципы и требования для определения базовых линий и мониторинга, количественной оценки и отчетности о выбросах по проектам. Основное внимание уделяется проектам по ПГ или основанным на проектах видам деятельности, специально предназначенным для сокращения выбросов ПГ и/или увеличения поглощения ПГ. Стандарт служит основой для верификации и валидации проектов по ПГ.

ИСО 14064-3 детализирует требования по верификации заявлений о ПГ, связанных с инвентаризацией ПГ, проектами по ПГ и углеродным следом продукции. Он описывает процесс верификации или валидации, включая планирование верификации или валидации, процедуры оценки, а также оценку заявлений организации, проектных заявлений о ПГ, заявлений о ПГ по продукции.

ИСО 14065 определяет требования к органам, которые осуществляют валидацию и верификацию заявлений по ПГ. Требования включают беспристрастность, компетентность, коммуникации, процессы верификации и валидации, апелляции, жалобы и системы менеджмента органов по валидации и верификации. Стандарт допускается использовать в качестве основы для аккредитации и других форм признания в отношении беспристрастности, компетентности и последовательности органов по валидации и верификации.

ИСО 14066 определяет требования к компетенции для команд специалистов по валидации и верификации. Он также содержит принципы и устанавливает требования к компетенции на основе задач, которые должны выполнять команды специалистов по валидации и верификации.

ИСО 14067 определяет принципы, требования и руководящие указания по количественному определению углеродного следа продукции. Цель ИСО 14067 заключается в количественной оценке выбросов ПГ, связанных с этапами жизненного цикла продукции, начиная с добычи ресурсов и поиска сырья и заканчивая этапами производства, использования и окончания срока службы продукта.

ISO/TR 14069 способствует применению настоящего стандарта, предоставляя руководящие указания и примеры для повышения прозрачности количественной оценки выбросов и отчетности по ним. ISO/TR 14069 не содержит дополнительных указаний в отношении настоящего стандарта.

На рисунке 1 показана взаимосвязь серии стандартов ИСО 14060 по ПГ.


Рисунок 1 - Взаимосвязь серии стандартов ИСО 14060 по парниковым газам

0.2 Подход, принятый в настоящем стандарте

Стандартизованный подход к количественной оценке, мониторингу и предоставлению отчетности необходим для сокращения выбросов ПГ и/или увеличения поглощения ПГ с той целью, чтобы они были сопоставимы среди предполагаемых пользователей и программ по ПГ. Настоящий стандарт определяет общие, независимые от программы по ПГ, рамки и использует термины и понятия, предназначенные для возможности сопоставления с требованиями и руководствами других политик и программ по ПГ, надлежащей практикой, законодательными требованиями и стандартами. В [14] приведен пример руководства по наилучшей практике.

Настоящий стандарт содержит требования к проектам по ПГ, но не определяет конкретные критерии и процедуры. Программы по ПГ (например, программы компенсации ПГ) могут содержать дополнительные требования к проектам по ПГ в части добавочности, конкретных методик, базовых линий для проектов и т.д. Несмотря на то, что настоящий стандарт не устанавливает конкретные критерии и соответствующие требования к добавочности в рамках отдельных программ, он требует, чтобы проект по ПГ приводил к сокращениям выбросов ПГ или увеличениям поглощения ПГ дополнительно к тем, которые произошли бы и в отсутствие этого проекта.

Настоящий стандарт требует, чтобы инициатор проекта идентифицировал и выбирал источники, поглотители и накопители ПГ (SSR), связанные с этим проектом по ПГ, и определял базовую линию по ПГ. Выбросы и поглощения ПГ в рамках проекта по ПГ и в соответствии с базовым сценарием количественно оценивают по отдельности, а сокращения выбросов и/или увеличения поглощения ПГ определяют по сравнению с выбросами/поглощением по базовой линии. Важно продемонстрировать, что базовая линия по ПГ соответствует принципам настоящего стандарта, включая консервативность и точность, чтобы повысить уровень уверенности в том, что сокращения выбросов ПГ и увеличения поглощения ПГ являются достоверными и незавышенными. В общем случае базовая линия по ПГ должна определяться на основе прошлых данных или путем разработки альтернативных сценариев в соответствии с требованиями предполагаемого пользователя/программы. Как для проекта по выбросам ПГ, так и для базового сценария количественная оценка, мониторинг и предоставление отчетности по выбросам и поглощениям ПГ основываются на процедурах, разработанных инициатором проекта или принятых из программы по ПГ.

В настоящем стандарте не используется термин "границы проекта". Для сравнения с самым широким диапазоном программ по ПГ границы проекта рассматриваются как SSR (источники, поглотители и накопители ПГ), связанные с рассматриваемым проектом. Если какая-либо программа по ПГ требует указания конкретного периода времени или методики, их можно сравнить с базовой линией по ПГ и оцененными проектными выбросами. Все противоречия регистрируют и указывают в отчете по ПГ.

Настоящий стандарт не устанавливает требований к органам по верификации и валидации или экспертам по верификации и валидации в предоставлении заключений по уверенности относительно утверждений в отношении ПГ или в проектах по ПГ. Такие требования могут устанавливаться руководством применяемой программы по ПГ или могут быть приняты по ИСО 14064-3. Процесс признания сертифицированных сокращений выбросов ПГ или увеличения поглощений ПГ как углеродных единиц, углеродные кредиты и компенсации являются продолжением жизненного цикла проекта по ПГ. Процессы сертификации и выдачи углеродных кредитов, которые могут выполняться в рамках программы по ПГ и могут отличаться в различных программах по ПГ, также не рассматриваются в настоящем стандарте.

Приложение A содержит руководство по применению настоящего стандарта.

0.3 Значение терминов "документировать (document)", "пояснять (explain)" и "обосновывать (justify)", принятые в настоящем стандарте

Некоторые положения требуют от пользователей настоящего стандарта документировать, пояснять и обосновывать использование определенных подходов или принятых решений.

Документирование предполагает сбор и хранение соответствующей информации в письменной форме.

Пояснение включает в себя два дополнительных критерия:

a) описания, как использовались подходы или принимались решения, и

b) описания, почему были выбраны подходы или приняты соответствующие решения. Обоснование включает в себя дополнительные третий и четвертый критерии:

c) объяснение, почему не были выбраны альтернативные подходы, и

d) предоставление подтверждающих данных или анализ.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает принципы и требования, а также руководящие указания по количественному определению (оценке), мониторингу и предоставлению отчетности на уровне проекта в отношении мероприятий, целью которых является сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) или увеличение поглощения ПГ. Настоящий стандарт также содержит требования к планированию проектов по ПГ, идентификации и выбору источников, поглотителей и накопителей ПГ (SSR), относящихся к проекту, и к базовому сценарию, мониторингу, количественной оценке, документированию и предоставлению отчетности по результативности проекта по ПГ и управлению качеством данных.

Серия стандартов ИСО 14060 не зависит от программ по ПГ. Если применяется программа по ПГ, требования этой программы являются дополнительными к требованиям серии стандартов ИСО 14060.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:

- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна по адресу https://www.iso.org/obp;

- Электропедия МЭК: доступна по адресу http://www.electropedia.org/.

3.1 Термины, относящиеся к парниковым газам

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs