Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 22.7.03-2021



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ "112"

Общие требования

Safety in emergencies. The system of provision of emergency services calls to the single number "112". General requirements



ОКС 13.200

Дата введения 2022-02-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий), [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2021 г. N 949-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система-112), создаваемые в субъектах Российской Федерации.

Настоящий стандарт определяет общие требования к составу, архитектуре системы-112, численности и квалификации персонала, порядку создания и ввода в эксплуатацию системы-112.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 19.101 Единая система программной документации. Виды программ и программных документов

ГОСТ 34.201 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы, виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем

ГОСТ 34.601 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.

ГОСТ Р 22.7.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения

ГОСТ Р 51583 Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения

ГОСТ Р 51624 Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие положения

ГОСТ Р 56939 Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 вызов экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; вызов по единому номеру "112": Поступление в систему-112 субъекта Российской Федерации информации, требующей реагирования (согласованных действий, направленных на предотвращение или ликвидацию происшествия) экстренных оперативных служб и (или) оказания психологической и (или) информационно-справочной поддержки лицам, обратившимся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, предотвращения угроз жизни и здоровью, сохранности имущества, а также предотвращения материального ущерба.

3.1.2

государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС"; ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (далее - сигналы ГЛОНАСС) информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации.

[[1], статья 2]

3.1.3 диспетчерские службы: Структурные подразделения экстренных оперативных служб или иных организаций, определяемых Правительством Российской Федерации, обеспечивающие прием вызовов по единому номеру "112" от оператора системы-112.

3.1.4

единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования; ЕДДС: Орган повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

[ГОСТ Р 22.7.01-2001*, статья 2.1.5]

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 22.7.01-2021. - Примечание изготовителя базы данных.

3.1.5 операторский персонал системы-112: Специалисты, осуществляющие круглосуточный прием и обработку вызовов по единому номеру "112".

3.1.6 оператор системы-112: Организация, создаваемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для обеспечения функционирования системы-112, а также приема вызовов по единому номеру "112", их обработки и передачи диспетчерским службам.

3.1.7 резервный центр обработки вызовов системы-112; РЦОВ: Центр обработки вызовов системы-112 субъекта Российской Федерации, который обеспечивает резервирование хранения информации в режиме реального времени основного центра обработки вызовов, выполнение его функций в полном объеме в случае его отказа, а также возможность проведения обучения персонала системы-112.

3.1.8 система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации; система-112: Региональная информационная система, создаваемая на основании правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, функционирующая на территории субъекта Российской Федерации, представляющая собой совокупность сил и средств, предназначенных для обеспечения вызова по единому номеру "112" и информационного взаимодействия между экстренными оперативными службами.

3.1.9 силы системы-112: Оператор системы-112 и диспетчерские службы экстренных оперативных служб или иных организаций, определяемых Правительством Российской Федерации, обеспечивающие прием вызовов по единому номеру "112" от оператора системы-112.

3.1.10 средства системы-112: Технические, программные, программно-аппаратные и иные средства, в том числе региональные информационные системы, а также совокупность информационно-телекоммуникационных сетей и сетей связи, обеспечивающих прохождение вызовов по единому номеру "112" от лиц или установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах датчиков в систему-112.

3.1.11 унифицированная карточка информационного обмена; УКИО: Формализованный набор параметров, обеспечивающий процесс передачи информации в системе-112 и имеющий общую и специфическую части для экстренных оперативных служб.

3.1.12 центр обработки вызовов; ЦОВ: Объект системы-112, в котором операторским персоналом обеспечивается круглосуточный прием от граждан и организаций вызовов по единому номеру "112" с закрепленной территории, в том числе о пожарах, стихийных бедствиях, о необходимости оказания экстренной психологической помощи, обработка поступающей информации и передача информации о происшествиях или чрезвычайных ситуациях получателям вызовов, определенным Правительством Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3.1.13 центр обработки вызовов системы-112 на базе ЕДДС муниципального образования; ЦОВ-ЕДДС: Элемент программно-аппаратного комплекса системы-112, установленный в ЕДДС муниципального образования, обеспечивающий прием и обработку вызовов и сообщений о происшествиях по единому номеру "112" с территории соответствующего муниципального образования.

3.1.14 экстренные оперативные службы; ЭОС: Службы или организации, органы управления (дежурно-диспетчерские службы) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, имеющие силы и средства постоянной готовности, предназначенные для экстренного или неотложного реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях или чрезвычайных ситуациях).

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ДДС - дежурно-диспетчерская служба;

ПО - программное обеспечение.

     4 Общие требования

4.1 Система-112 должна обеспечивать:

а) прием вызовов по единому номеру "112", их обработку и передачу диспетчерским службам, в том числе находящимся на территории иных субъектов Российской Федерации, для организации реагирования;

б) организацию комплекса мер по улучшению взаимодействия и сокращению времени реагирования экстренных оперативных служб при вызовах по единому номеру "112", в рамках обеспечения общественной безопасности, сохранности имущества граждан, развития информационного взаимодействия органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, противодействия угрозам техногенного и природного характера, а также террористическим актам;

в) формирование отчетных данных о вызовах по единому номеру "112", их хранение и обработку;

г) прием информации о происшествиях из ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" и размещение информации системой-112 в ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС";

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs