Последовательность выполнения операций при техническом обслуживании огнетушителей*
________________
* Измененная редакция, Изм. № 1.
В.1 Участок приемки, сортировки и складирования огнетушителей
В присутствии представителя заказчика проверяется комплектность огнетушителей, целостность корпуса огнетушителя, наличие на нем вмятин и сквозных отверстий. Все дефекты, обнаруженные при внешнем осмотре, заносят в журнал учета огнетушителей. Отсутствие какой-либо составной части отмечается в сопроводительном документе.
После приемки огнетушители сортируют в зависимости от степени и характера внешних повреждений, по видам применяемых ОТВ и по принципу вытеснения ОТВ, затем складируют в специально отведенном месте.
В.2 Участок очистки, мойки и сушки
Мойку огнетушителей в собранном виде проводят в случаях сильного загрязнения в специально оборудованных стендах.
В.3 Участок разборки и дефектовки
Огнетушители разбирают и на специальном участке, снабженном измерительными инструментами, проводят дефектовку.
При наружном осмотре выявляют наличие трещин, пробоин, вмятин, задиров, нарушение лакокрасочного покрытия наружной и внутренней поверхностей, следов коррозии на корпусе огнетушителя, головке, насадке, ручке и рычаге. При отсутствии перечисленных дефектов на корпусе, а также при сроке эксплуатации огнетушителей менее пяти лет гидроиспытания на его прочность не проводят.
В специальном помещении корпуса огнетушителей освобождают от ОТВ.
Извлеченное ОТВ поступает на участок приемки ОПС. Здесь же проводят продувку запорно-пусковой арматуры.
В дефектовочном отделении участка из головки огнетушителя с БВД вывинчивается баллон, проверяется срок его освидетельствования и наличие в нем воздуха. Масса заряженного баллона должна соответствовать массе, указанной на этикетке. При их несоответствии баллон освобождают от рабочего газа и проводят дефектацию. Дефектовке подлежат баллоны, у которых при осмотре обнаружены внешние дефекты на самом баллоне и на его штуцере, а также все баллоны один раз в пять лет.
На специальных стендах продувается головка и испытывается на герметичность. В случае негерметичности проводят ее разборку и дефектацию.
Дефектация сборочных единиц и деталей включает проверку их целостности, качества и работоспособности. Все детали, бывшие в употреблении, в результате дефектовки рассортировывают на три группы:
1-я - годные к повторному использованию без восстановления; на них ставится клеймо краской белого цвета;
2-я - детали, которые подлежат восстановлению и могут быть повторно использованы; их маркируют в местах дефекта условным шифром и ставят клеймо краской зеленого цвета;
3-я - детали, не подлежащие восстановлению, на них ставят клеймо краской синего цвета, сортируют по видам металла и отправляют в металлолом.
После дефектации сборочные единицы и детали, подлежащие восстановлению, поступают на ремонтно-механический участок, а детали, годные к повторному использованию, направляются на испытания, покраску, зарядку и сборку.
В.4 Участок испытания баллонов (БВД) и корпусов огнетушителей, зарядки баллонов
Если в результате наружного осмотра корпусов огнетушителей выявляют наличие вмятин, трещин, нарушения лакокрасочного покрытия наружной и внутренней поверхностей, следы коррозии внутри и снаружи, а также при сроке эксплуатации огнетушителей более пяти лет, корпуса огнетушителей подвергают гидравлическим испытаниям на прочность. Гидроиспытания проводят в соответствии с технологическими картами и требованиями технических условий на каждый вид огнетушителя на специальном стенде.
Запотевание корпуса огнетушителя в виде "слезок", протекание жидкости и капель не допускается. При обнаружении негерметичности корпус огнетушителя направляют на ремонт и повторные гидроиспытания.
После проведения гидроиспытания на прочность корпус огнетушителя испытывают на герметичность пневматическим давлением на специальном стенде. В корпус огнетушителя подают сжатый воздух, а сам корпус погружается в сосуд с водой. Отсутствие пузырьков воздуха в воде свидетельствует о герметичности корпуса. При негерметичности корпус подлежит ремонту и повторным испытаниям на герметичность.
На этом же участке проводят гидроиспытание БВД с целью проверки их прочности и плотности. Баллоны, прошедшие испытание, не должны запотевать и пропускать воду. В противном случае БВД приводят в негодность путем просверливания в них отверстий или разрезки автогеном.
Затем проводят сборку баллонов, покраску, сушку.
Прошедшие освидетельствование БВД поступают на зарядку. Наполнение БВД рабочим газом проводят на установке зарядных станций в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по ее эксплуатации.