6.1 Бетонная смесь для бетона покрытий и оснований дорог должна соответствовать требованиям настоящего стандарта.
6.2 Для строительства монолитных цементобетонных покрытий следует обеспечить соответствие принятой технологии укладки свойства смеси на месте бетонирования (с учетом времени транспортирования бетонной смеси, необходимых технологических перерывов, отделки поверхности свежеуложенной смеси).
6.3 Для бетона конструктивных слоев автомобильных дорог водоцементное отношение и объем вовлеченного в бетонную смесь воздуха должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 13.
Таблица 13 - Водоцементное отношение и объем вовлеченного воздуха для бетона конструктивных слоев автомобильных дорог
Конструктивный слой | Бетонные смеси по настоящему стандарту | Водоцементное отношение, не более | Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси, % | |
крупнозер- | мелкозер- | |||
Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия | Подвижные | 0,45 | 0,45 | 5,0-7,0 |
Жесткие | 0,35 | 0,45 | 4,0-8,0 | |
Нижний слой двухслойного покрытия | Подвижные | 0,6 | 0,60 | 4,0-6,0 |
Жесткие | 0,4 | 0,5 | 4,0-8,0 | |
Основание | Подвижные | 0,6 | 0,80 | Не нормируется |
Жесткие | 0,5 |
6.4 Бетонная смесь для бетона покрытий, устраиваемых в скользящей опалубке, должна соответствовать марке П1 (осадка конуса от 1 до 4 см) по удобоукладываемости и требуемому объему вовлеченного воздуха от 5% до 7%, а бетонная смесь для оснований должна характеризоваться марками П1, П2 по удобоукладываемости в соответствии с настоящим стандартом.
6.5 Показатели удобоукладываемости бетонной смеси - осадка стандартного конуса и объем вовлеченного воздуха - определяют по ГОСТ Р 59301.
6.6 Величина плотности бетонной смеси на цементобетонном заводе должна соответствовать данным подбора состава бетона с учетом фактического объема вовлеченного воздуха в смеси и ее сохраняемости.
6.7 При температуре выше 30°C следует предусматривать специальные мероприятия для предотвращения влияния солнечной радиации на бетонную смесь и сохранения технологических характеристик смеси в допусках согласно настоящему стандарту. При применении модификаторов и пластифицирующих добавок время транспортирования может варьироваться по согласованию с заказчиком в более широком диапазоне.
6.8 При подборе состава бетонной смеси и производстве следует учитывать возможные изменения удобоукладываемости и воздухововлечения при транспортировании таким образом, чтобы бетонная смесь имела заданные технологические характеристики на месте укладки.
6.9 Показатели сохраняемости свойств бетонной смеси во времени по настоящему стандарту следует определять для конкретного состава бетона покрытия и основания на стадии его подбора. В зависимости от показателя сохраняемости бетонных смесей рекомендуется при устройстве покрытий и оснований дорог применять смеси 2-го (С2) и 3-го (С3) классов по таблице 6. Если на строительную площадку доставляется бетонная смесь ниже требуемой подвижности, ее можно повысить только с помощью добавок-пластификаторов, которые существенно не снижают прочность бетона. Бетонную смесь в таких случаях недопустимо разбавлять водой для предания ей повышенной подвижности.
6.10 Окончательно технологические свойства бетонной смеси для бетона покрытий оценивают на стадии пробного бетонирования.
6.11 Плотность бетонной смеси для покрытий и оснований автомобильных дорог в уплотненном состоянии по отношению к плотности смеси, полученной при расчете методом абсолютных объемов, должна составлять не менее 0,98 для крупнозернистого бетона и не менее 0,96 для мелкозернистого бетона.
6.12 Для дорожных бетонов, эксплуатирующихся в агрессивных средах, минимальный расход цемента и другие граничные условия по составу бетона следует принимать по ГОСТ 31384 и ТУ, проектной и технологической документации на конструкции конкретного вида.
Согласно приложению А (таблица А.1) ГОСТ 31384-2017 покрытия дорог, находящиеся при переменном увлажнении и высушивании и подвергающиеся воздействию противогололедных реагентов по индексу среды эксплуатации, соответствуют классам XD3, при сильном насыщении растворами солей антиобледенителей - XF4, при высоких динамических нагрузках и прямом воздействии щелочей - WS.
В соответствии с приложением Д ГОСТ 31384-2017 минимальный расход цемента составляет 320 кг/м для класса среды эксплуатации XD3 и 340 кг/м - для класса XF4.
Минимальный расход цемента в бетоне оснований автомобильных дорог должен быть не менее 150 кг/м.
6.13 При бетонировании в зимний период при отрицательных температурах необходимо использовать противоморозные добавки, не влияющие на коррозию арматуры и долговечность бетона.