4.1 Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями федеральных законов, указанных в пункте 4 предисловия, и положениями ГОСТ Р 52876, ГОСТ Р 53874, ГОСТ Р 57760, ГОСТ Р 58258, ГОСТ Р ИСО 9999.
4.2 Услуги по социальной реабилитации, абилитации инвалидов, установленные в настоящем стандарте, являются неотъемлемой частью комплекса реабилитационных услуг и предоставляются совместно с другими реабилитационными услугами специалистами разных профилей на внутриведомственном или межведомственном уровне.
4.3 Услуги по социальной реабилитации, абилитации инвалидов осуществляют в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) [1]. Перечень услуг, их объем и содержание определяется договором с получателем услуг на основании индивидуального плана предоставления услуг, разработанного специалистами по результатам диагностики актуального состояния и потенциальных возможностей инвалида, с учетом его потребностей.
4.4 Разработка индивидуального плана предоставления услуг по социальной реабилитации, абилитации инвалида включает в себя следующие этапы:
- реабилитационно-абилитационная экспертная диагностика;
- оценка актуального состояния (реализации) и потенциальных возможностей инвалида;
- уточнение реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
- определение на реабилитационный курс общих целей и задач реабилитации (абилитации);
- определение перечня и объема услуг по социальной реабилитации, абилитации;
- разработка рекомендации по предоставлению в прокат необходимых инвалиду технических средств реабилитации.
4.5 Реализация основных направлений социальной реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов [1].
4.6 Реализация услуг по социальной реабилитации, абилитации инвалидов осуществляется поэтапно и непрерывно в организациях соответствующего профиля в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания и в форме обслуживания на дому, в том числе в условиях сопровождаемого проживания.
4.7 Объем, периодичность, продолжительность и условия предоставления услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов определяются региональным стандартом.
4.8 Порядок предоставления услуг по социальной реабилитации, абилитации инвалидов определяет уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
4.9 Перечень услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, предоставляемых поставщиками услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
4.10 Инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема услуг по социальной реабилитации. Такой отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за их исполнение.
4.11 Процесс социальной реабилитации, абилитации считается завершенным, когда личность (инвалид) достигла уровня, максимально возможного и приближенного к уровню, предшествующему получению ограничения жизнедеятельности.
4.12 Основным результатом предоставления услуг по социальной реабилитации, абилитации инвалидов и детей-инвалидов является максимально полное устранение (компенсация) нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности инвалида, ребенка-инвалида, расширение возможностей для самостоятельного, независимого обеспечения основных жизненных потребностей, самостоятельного или сопровождаемого проживания.
4.13 Основными показателями качества предоставления услуг по социальной реабилитации (абилитации) инвалидов являются:
а) соответствие оказания услуги требованиям стандартов и других нормативных документов;
б) удовлетворенность получателей услуг и их законных представителей (при наличии) качеством предоставления социальных услуг.