Не вступил в силу
Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

ГОСТ Р МЭК 62973-2-2021



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Транспорт железнодорожный

СОСТАВ ПОДВИЖНОЙ

Батареи для электропитания систем вспомогательного оборудования

Часть 2

Никель-кадмиевые батареи. Технические требования

Railway applications. Rolling stock. Batteries for auxiliary power supply systems. Part 2. Nickel Cadmium batteries. Technical requirements



ОКС 45.060.01

         29.220.99

Дата введения 2021-12-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 мая 2021 г. N 431-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 62973-2:2020* "Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Батареи для электропитания вспомогательных систем. Часть 2. Никель-кадмиевые (NiCd) батареи" (IEC 62973-2:2020 "Railway applications - Rolling stock - Batteries for auxiliary power supply systems - Part 2: Nickel Cadmium (NiCd) batteries", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.

Дополнительные сноски в тексте стандарта, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт входит в серию стандартов МЭК 62973 и устанавливает общие требования к никель-кадмиевым батареям открытых типов или с частичной газовой рекомбинацией, соответствующим МЭК 62973-1:2018.

В настоящем стандарте установлены требования к интерфейсу между батареей и низковольтными источниками питания (НВИП) или зарядным устройством. Настоящий стандарт не распространяется на НВИП или зарядные устройства.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает технические требования к никель-кадмиевым аккумуляторным батареям, применяемым для электропитания систем вспомогательного оборудования железнодорожного подвижного состава (ПС), включая требования к расчету, проектированию, электрическим интерфейсам с учетом параметров батарей, безопасности, контрольным и типовым испытаниям, маркировке и обозначению.

Настоящий стандарт дополняет требования МЭК 62973-1:2018, который распространяется на аккумуляторные батареи всех типов электрохимических систем, в части их применения к никель-кадмиевым батареям открытых типов или с частичной газовой рекомбинацией в дополнение к МЭК 60623:2017 или МЭК 62259:2003. Если в настоящем стандарте не установлены конкретные требования к никель-кадмиевым батареям, то применяют требования по МЭК 62973-1:2018.

В настоящем стандарте установлены требования к дополнительным компонентам батарейных систем, например, компонентам измерения температуры.

Батарейные системы, на которые распространяется настоящий стандарт, применяют в сочетании с бортовыми системами заряда ПС согласно МЭК 62973-1:2018. Системы заряда (например, НВИП, преобразователи и т.д.) не входят в область применения настоящего стандарта.

При наличии стандартов МЭК, устанавливающих дополнительные условия испытаний и требования к никель-кадмиевым батареям, используемым в конкретных железнодорожных применениях и в которых есть противоречия с настоящим стандартом, указанные стандарты имеют приоритет.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

IEC 60051 (all parts), Direct acting indicating analogue electrical measuring instruments and their accessories (Аналоговые электроизмерительные приборы прямого действия с индикацией и принадлежности к ним)

IEC 60077-1, Railway applications - Electric equipment for rolling stock - Part 1: General service conditions and general rules (Транспорт железнодорожный. Электрооборудование для подвижного состава. Часть 1. Общие условия эксплуатации и общие правила)

IEC 60623:2017, Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes - Vented nickel-cadmium prismatic rechargeable single cells (Вторичные элементы и батареи, содержащие щелочные или другие некислотные электролиты - никель-кадмиевые призматические перезаряжаемые одиночные элементы с вентиляцией)

IEC 61373:2010, Railway applications - Rolling stock equipment - Shock and vibration test (Транспорт железнодорожный. Оборудование подвижного состава. Испытание на удар и вибрацию)

IEC 62259:2003, Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes - Nickel cadmium prismatic secondary single cells with partial gas recombination (Вторичные элементы и батареи, содержащие щелочные или другие некислотные электролиты - никель-кадмиевые призматические вторичные одиночные элементы с частичной рекомбинацией газа)

IEC 62485-2:2010, Safety requirements for secondary batteries and battery installations - Part 2: Stationary batteries (Требования безопасности для аккумуляторных батарей и аккумуляторных установок. Часть 2. Стационарные батареи)

IEC 62973-1:2018, Railway applications Rolling stock - Batteries for auxiliary power supply systems - Part 1: General requirements (Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Батареи для вспомогательных систем электропитания. Часть 1. Общие требования)

     3 Термины, определения и сокращения

     3.1 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/;

- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на http://www.iso.org/obp.

Примечание - Термины и определения понятий в области аккумуляторов и аккумуляторных батарей установлены в МЭК 60050-482.

________________

В Российской Федерации вместо указанного стандарта действует ГОСТ Р 58593-2019 "Источники тока химические. Термины и определения".

3.1.1 батарейная корзина (crate): Контейнер с рамочными стенками, предназначенный для размещения нескольких аккумуляторов или батарей.

Примечание - См. 4.1 и раздел 5.

[МЭК 60050-482:2004/AMD1:2016, статья 482-05-10, терминологическая статья изменена - добавлено примечание 1]

3.1.2 батарейный поддон (battery tray): Контейнер с основанием и боковыми стенками для размещения в него нескольких аккумуляторов или батарей.

Примечание - См. 4.1 и раздел 5.

[МЭК 60050-482:2004/AMD1:2016, статья 482-02-35, терминологическая статья изменена - добавлено примечание 1]

3.1.3 (электрохимический) элемент (cell): Простейшая составная система, состоящая из двух или более электродов, электролита, корпуса, выводов и, как правило, сепараторов, в которой подаваемая электрическая энергия в основном производит химические реакции или, наоборот, в которой энергия, выделяемая при прохождении химических реакций, в основном отдается системой как электрическая энергия.

________________

Термин "элемент" включает два понятия "первичный элемент" (неперезаряжаемый) и "вторичный элемент" (аккумулятор). В контексте настоящего стандарта подразумевается использование понятия "аккумулятор".

[МЭК 60050-482:2004/AMD1:2016, статья 482-01-01, терминологическая статья изменена - исключено примечание]

3.1.4 моноблочная батарея (monobloc battery): Батарея, состоящая из нескольких отдельных, но электрически соединенных отсеков в одном корпусе, каждый из которых предназначен для размещения блоков электродов, электролита, выводов или межэлементных соединителей и, при необходимости, сепараторов.

Примечание - Элементы в моноблочной батарее могут соединяться между собой либо последовательно, либо параллельно.

[МЭК 60050-482:2004, 482-02-17]

3.1.5 никель-кадмиевая батарея (nickel cadmium battery): Аккумуляторная батарея с щелочным электролитом, положительным электродом, содержащим оксид никеля, и отрицательным электродом, содержащим кадмий.

[МЭК 60050-482:2004/AMD1:2016, 482-05-02, терминологическая статья изменена - исключен синоним]

3.1.6 нормированная емкость (железнодорожных никель-кадмиевых аккумуляторов) [rated capacity (for railway NiCd cell), ]: Значение емкости батареи, определенное при установленных в МЭК 60623:2017 условиях и заявленное изготовителем аккумуляторов.

3.1.7 степень заряженности; СЗ (state of charge; SOC): Оставшаяся емкость, доступная для разряда, выражаемая в процентах от полной нормированной емкости батареи, как установлено в соответствующих стандартах.

Примечание - Методы определения СЗ зависят от выбранных технологий батарей.

3.1.8 глубина разряда; ГР (depth of discharge; DOD): Емкость, извлеченная из батареи во время разряда, отнесенная к полной нормированной емкости, выраженная в процентах.

Примечания

1 Значение ГР является дополнительным к значению СЗ.

2 При увеличении значения одного параметра, значение другого параметра уменьшается на то же значение.

3.1.9 коэффициент старения (ageing factor): Количественный фактор, выражающий ухудшение способности батареи по мере использования отдавать электрическую энергию при определенных рабочих условиях, таких как (но не ограничиваясь этим) рабочая температура окружающей среды, глубина разряда при циклировании и уровень обслуживания.

3.1.10 информационная система никель-кадмиевой батареи (nickel cadmium battery information system): Электронная система сбора и анализа данных состояния батареи для предоставления дополнительной информации, т.е. информации, не являющейся необходимой для работы батареи.

Примечание - Дополнительная информация - информация, например, об обслуживании на основании состояния батареи.

3.1.11 батарейная система (батарея) (battery system, battery): Система, включающая в себя батарейный(е) поддон(ы), батарейную(ые) корзину(ы), моноблочную(ые) батарею(и), батарейный(е) модуль(и), электронные компоненты и/или оборудование и сопутствующие электромеханические соединения.

3.1.12 конечный потребитель (end user): Организация, эксплуатирующая батарейную систему.

Примечание - Конечный потребитель - это, как правило, организация, эксплуатирующая ПС, оснащенный батарейной системой, если полномочия не переданы основному подрядчику или консультанту.

3.1.13 системный интегратор (system integrator): Организация, которая несет техническую ответственность за всю батарейную систему и систему заряда.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».