ГОСТ Р 59489-2021



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

МОСТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Правила объединения балочных разрезных пролетных строений в температурно-неразрезные по железобетонной плите проезжей части

Automobile roads of general use. Bridge constructions. Rules for combining beam split spans into temperature-continuous on the reinforced concrete bridge deck



ОКС 93.040

Дата введения 2021-06-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Транспортный инжиниринг и строительство" (ООО "ТИиС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2021 г. N 362-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на мостовые сооружения, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования (далее - автомобильные дороги).

Настоящий стандарт устанавливает правила объединения балочных разрезных пролетных строений в температурно-неразрезные по железобетонной плите проезжей части при проектировании новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых пролетных строений мостовых сооружений.

Требования стандарта распространяются на мостовые сооружения, предназначенные для эксплуатации в любых климатических условиях и в районах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов включительно.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 5781 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 13840 Канаты стальные арматурные 17. Технические условия

ГОСТ 27751 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 31938 Арматура композитная полимерная для армирования бетонных конструкций. Общие технические условия

ГОСТ 32960 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения

ГОСТ 33153-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование тоннелей. Общие требования

ГОСТ 33178-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов

ГОСТ 33390 Дороги автомобильные общего пользования. Мосты. Нагрузки и воздействия

ГОСТ Р 55396 Материалы рулонные битумно-полимерные для гидроизоляции мостовых сооружений. Технические требования

СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы"

СП 63.13330.2018 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения"

СП 159.1325800.2014 Сталежелезобетонные пролетные строения автодорожных мостов. Правила расчета

СП 268.1325800.2016 Транспортные сооружения в сейсмических районах. Правила проектирования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 температурно-неразрезное пролетное строение; ТНПС: Балочное разрезное пролетное строение, шарнирно сопряженное в уровне плиты проезжей части в надопорных зонах таким образом, что при горизонтальных и температурных воздействиях оно работает как неразрезное, а при вертикальных - как разрезное.

3.2 соединительная плита: Участок плиты проезжей части, образующий шарнирное сопряжение температурно-неразрезного пролетного строения в надопорной зоне.

3.3 кинематическое нагружение: Воздействие на элемент конструкции в форме заданного поля перемещений.

3.4

мост: Мостовое сооружение через реки или водные препятствия; обобщенное название мостового сооружения.

[ГОСТ 33178-2014, статья 3.2]

3.5

мостовое сооружение: Инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином "мост".

[ГОСТ 33178-2014, статья 3.1]

3.6 схема расчетная: Упрощенная схема конструкции или сооружения для выполнения расчета их напряженно-деформированного состояния.

3.7

трещиностойкость: Способность материала конструкции сопротивляться образованию или развитию до заданных пределов в нем трещин под действием нагрузок, эксплуатационных и климатических воздействий.

[ГОСТ 33153-2014, статья 3.47]

3.8 шов деформационный: Зазор между торцами пролетных строений либо торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя или головной частью опоры.

     4 Общие положения

     4.1 Классификация конструкций балочных пролетных строений мостов, рассматриваемых для создания температурно-неразрезных пролетных строений

4.1.1 В настоящем стандарте приведена классификация балочных пролетных строений в соответствии с ГОСТ 33178 применительно к области распространения настоящего стандарта.

4.1.2 В зависимости от материала пролетного строения конструкции подразделяются на железобетонные преднапряженные, железобетонные, сталежелезобетонные.

4.1.3 По виду расположения в плане - на прямые, косые, криволинейные и сложные.

4.1.4 В зависимости от типа основной несущей конструкции - на коробчатые балки, плитные балки, балки ребристые с диафрагмами, балки ребристые без диафрагм.

     4.2 Классификация применяемых типов объединения по плите проезжей части и их эффективность на различных конструкциях пролетных строений

4.2.1 Температурно-неразрезные пролетные строения могут быть выполнены на мостовых сооружениях, расположенных в плане на прямых, криволинейных и сложных продольных осях, в косых пересечениях (рекомендуемый угол косины пролетных строений - не менее 60°), в профиле - без ограничений.

4.2.2 Типы объединения в температурно-неразрезную плеть:

4.2.2.1 Объединение в температурно-неразрезную плеть по железобетонной плите проезжей части, устраиваемой по верху металлических или железобетонных балок. Соединительная плита устраивается по всей ширине пролетного строения в зоне недобетонированной плиты проезжей части, объединяющей балки по верху в соответствии с рисунками А.3-А.4.

4.2.2.2 Объединение в температурно-неразрезную плеть по плите железобетонных балок. Соединительная плита устраивается по всей ширине пролетного строения в зоне недобетонированной плиты балки в соответствии с рисунками А.1-А.2.

4.2.2.3 Объединение в температурно-неразрезную плеть по продольным бетонируемым стыкам согласно [1].

4.2.2.4 Объединение в температурно-неразрезную плеть по части ширины плиты балки с отделением соединительной плиты от ребер в вертикальной плоскости согласно [1].

4.2.3 Объединение в температурно-неразрезную плеть по 4.2.2.3 и 4.2.2.4 допускается только при технико-экономическом и расчетном обосновании с учетом обеспечения трещиностойкости покрытия и целостности гидроизоляции над конструкцией соединительной плиты, в том числе при реконструкции или капитальном ремонте существующих сооружений.

4.2.4 Оптимальным типом объединения в температурно-неразрезную плеть является тип объединения по 4.2.2.1. При этом значительно снижается вероятность появления усадочных трещин и протечек по зонам стыков в дальнейшем, что, в свою очередь, увеличивает межремонтные сроки и сроки эксплуатации данного типа конструкций.

4.2.5 Объединение в температурно-неразрезную плеть сталежелезобетонных разрезных балочных пролетных строений допускается в обоснованных случаях, как правило, при их реконструкции. Соединительная плита устраивается по всей ширине пролетного строения в двух вариантах:

4.2.5.1 Соединительная плита, взаимодействующая с верхним поясом стальной балки и (или) прогона через упругую прокладку (в случаях, когда нижняя грань плиты проезжей части находится на одном уровне с верхним поясом стальной балки).

4.2.5.2 Соединительная плита, у которой отсутствует контакт с верхним поясом стальной балки и (или) прогоном (в случаях, когда нижняя грань плиты проезжей части расположена выше верхнего пояса стальной балки).

4.2.6 Эффективность объединения разрезных пролетных строений в температурно-неразрезную плеть достигается за счет сокращения количества деформационных швов.

Сокращение количества деформационных швов обеспечивает:

- отсутствие углов перелома в надопорных зонах;

- надежность и долговечность конструкций (в зонах устройства деформационных швов, как показывает практика, возникают коррозионные процессы);

- плавность проезда транспортных средств.

4.2.7 Количество пролетных строений, объединяемых в температурно-неразрезную плеть, следует определять на основании технико-экономического сравнения.

4.2.8 Плети пролетных строений целесообразно формировать таким образом, чтобы продольные перемещения пролетных строений происходили в обе стороны от середины плети.

     4.3 Общие сведения о применяемых расчетных моделях

4.3.1 В качестве расчетной модели ТНПС необходимо использовать расчетную схему конструкции, принятую в соответствии с ее проектной геометрической схемой и отражающую действительные условия работы при строительстве и эксплуатации с учетом обеспечения требуемой надежности.

4.3.2 В расчетных моделях необходимо учитывать деформации, возникающие в опорных сечениях соединительных плит при совместной работе с главными балками. Учет этих деформаций допускается моделировать в виде заданных перемещений (углов поворота и вертикальных смещений), полученных при расчете пространственных схем отдельных пролетных строений.

4.3.3 Взаимодействие соединительной плиты с верхней частью ребра балки через упругую прокладку по 5.7 учитывается согласно Б.19.

4.3.4 Расчеты следует выполнять в соответствии с требованиями статьи 3 [2], принимая нагрузки и воздействия по ГОСТ 33390 и ГОСТ 32960, приведенные геометрические характеристики элементов, расчетные сопротивления, предельные деформации и модули упругости согласно разделу 7 СП 35.13330.2011 и рекомендациям приложения Б.

4.3.5 В расчетах железобетонных элементов соединительных плит, производимых по формулам упругого тела, кроме расчетов элементов с ненапрягаемой арматурой на выносливость и на трещиностойкость, следует использовать отношения модулей упругости ( или ). При расчетах элементов с ненапрягаемой арматурой на выносливость и на трещиностойкость, при определении напряжений и геометрических характеристик приведенных сечений площадь арматуры учитывается согласно СП 35.13330.2011 (пункт 7.48).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».