Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59206-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Тоннели. Требования к пожарной безопасности

     9 Требования пожарной безопасности по обеспечению эвакуации людей при пожаре

9.1 Пути эвакуации

9.1.1 В качестве путей эвакуации из транспортной зоны тоннелей следует принимать:

а) ведущие непосредственно наружу служебные проходы и эвакуационные лестничные клетки;

Примечание - При реконструкции тоннелей в случае отсутствия служебных проходов следует принимать меры согласно ГОСТ Р 56521-2015 (подпункт 4.2.3.2).

б) ведущие в рядом расположенный тоннель (транспортную зону, сервисный тоннель или эвакуационную штольню) или в другие безопасные зоны, отделенные от тоннеля противопожарными преградами и имеющие выходы на поверхность: межтоннельные переходы (сбойки), коридоры.

9.1.2 Сервисные тоннели следует оборудовать эвакуационными лестничными клетками, имеющими выход непосредственно наружу. Расстояние между эвакуационными лестничными клетками в сервисных тоннелях должно быть не более 500 м.

9.1.3 В качестве путей эвакуации из подземных притоннельных сооружений, служебно-технических и вспомогательных помещений, кабельных коллекторов следует принимать коридоры, межтоннельные переходы, сервисные тоннели.

9.1.4 Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2,0 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее 0,75 м.

9.1.5 В сервисных тоннелях необходимо предусматривать проходы для эвакуации людей и движения пожарно-спасательных служб. Размеры эвакуационных проходов должны соответствовать требованиям ГОСТ 33153-2014 (подпункт 8.2.3.2).

9.1.6 Соединительные сбойки длиной более 30 м следует рассматривать как участки эвакуационного пути, при этом вход из тоннеля в объем сбойки следует оборудовать тамбур-шлюзом длиной не менее 3 м с подпором воздуха при пожаре.

Соединительные сбойки длиной менее 30 метров следует предусматривать как тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.

9.1.7 В транспортной зоне тоннеля следует предусматривать фотолюминесцентную эвакуационную систему в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143.

9.1.8 На путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с ГОСТ Р 55843, а также с требованиями 10.11.

Направление движения и эвакуационные выходы должны обозначаться световыми указателями, отчетливо видимыми из каждой точки помещения в любое время суток, согласно 10.11.

9.1.9 В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот более 0,45 м и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:10.

9.1.10 При высоте лестниц более 0,45 м следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами.

9.1.11 На путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2,0 м, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.

Оборудование и коммуникации в тоннелях (сбойках) следует размещать за пределами габарита эвакуационного прохода.

9.1.12 Эвакуационные пути и выходы из притоннельных сооружений, служебно-технических и вспомогательных помещений следует предусматривать на рампу и в транспортную зону.

9.1.13 Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть предусмотрены:

- необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

- беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

- организация бесперебойного оповещения и управления движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

9.2 Эвакуационные выходы и двери

9.2.1 В качестве эвакуационных выходов из транспортной зоны тоннеля следует принимать портал тоннеля, выход в эвакуационную лестничную клетку, выход в межтоннельный переход (проход, сбойку), выход в смежный тоннель, выход в сервисный тоннель.

9.2.2 Не допускается строительство тоннелей с зонами безопасности, не имеющими эвакуационных выходов наружу.

9.2.3 Количество эвакуационных выходов из транспортной зоны тоннеля, а также расстояния между эвакуационными выходами и их параметры следует определять расчетом, исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей, в соответствии с принятой максимальной проектной аварией.

При этом расстояние между эвакуационными выходами должно соответствовать требованиям ГОСТ 33153-2014 (подпункт 8.3.2.1).