ГОСТ Р 59402-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
МОСТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Проектирование усиления конструкций для пропуска тяжеловесных транспортных средств
Automobile roads of general use. Bridge constructions. Design strengthening constructions for passing heavy loads
ОКС 93.040
Дата введения 2021-05-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 марта 2021 г. N 153-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает правила проектирования усиления конструкций мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования, для пропуска тяжеловесных транспортных средств, от которых возникают усилия, превышающие их несущую способность.
Настоящий стандарт не распространяется:
- на уникальные мостовые сооружения, в отношении которых ведется постоянный мониторинг и возможность пропуска на которые тяжеловесных транспортных средств определяет проектная организация-разработчик проекта уникального сооружения на основании и с учетом рабочей и исполнительной документации;
- деревянные мосты;
- каменные мосты.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 22690 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 22904 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры
ГОСТ 25100 Грунты. Классификация
ГОСТ 27751 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 28570 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций
ГОСТ 32453 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы координат. Методы преобразований координат определяемых точек
ГОСТ 33161-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах
ГОСТ 33178-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов
ГОСТ 33179-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования
ГОСТ 33391 Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Габариты приближения конструкций
ГОСТ Р 21.1101 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33178 и ГОСТ 33161, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дефект: Несоответствие элемента нормативным и проектным требованиям, образовавшееся до ввода сооружения в эксплуатацию.
3.2 повреждение: Несоответствие конструкции установленным требованиям, возникшее в процессе эксплуатации.
3.3 тяжеловесное транспортное средство: Транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и/или нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и/или допустимую нагрузку на ось, утвержденную действующими нормативно-правовыми документами.
3.4 несущая способность: Величина предельных усилий, которые могут быть восприняты сечением элемента до достижения первой группы предельных состояний.
3.5 грузоподъемность: Наибольшая масса подвижной нагрузки, которая может быть безопасно пропущена по мостовому сооружению с учетом его фактического состояния.
3.6 несущие конструкции: Конструкции сооружения, прочность которых определяет возможность пропуска нагрузок.
3.7 контролируемый режим движения: Режим движения, при котором пропуск транспортных средств по мостовому сооружению осуществляется в одиночном порядке по специальному разрешению в сопровождении ГИБДД и/или представителей службы эксплуатации.
3.8 демонтируемые конструкции усиления: Конструкции, устройство которых предусматривает демонтаж после пропуска тяжеловесного транспортного средства по мостовому сооружению.
3.9 недемонтируемые конструкции усиления: Конструкции, демонтаж которых невозможен после пропуска тяжеловесного транспортного средства по мостовому сооружению.
4.1 Усиление конструкций мостовых сооружений для пропуска тяжеловесных транспортных средств необходимо выполнять при их недостаточной грузоподъемности, определяемой с учетом фактических геометрических размеров, прочностных и деформативных свойств материалов, из которых изготовлены конструкции, а также влияния имеющихся дефектов и повреждений.
При наличии дефектов, повреждений или иных конструктивных особенностей, устранение которых позволяет достичь необходимых значений грузоподъемности мостового сооружения для пропуска тяжеловесного транспортного средства, допускается не предусматривать усиление конструкций при согласовании с владельцем мостового сооружения, с условием, если данные мероприятия не влекут за собой снижения параметров безопасности.
4.2 Работы по проектированию усиления конструкций мостовых сооружений для пропуска тяжеловесных транспортных средств следует проводить в рамках специального проекта на пропуск тяжеловесного транспортного средства по маршруту движения на основе результатов обследования, выполненного в соответствии с настоящим стандартом и требованиями ГОСТ 33161.
Работы по проектированию усиления конструкций мостовых сооружений следует, как правило, проводить на основании и с учетом имеющейся рабочей и исполнительной документации на построенное (реконструированное, капитально отремонтированное) сооружение.
При необходимости выполнения инженерно-геологических изысканий и геофизических исследований работы следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 33179.
4.3 При разработке проекта усиления конструкций мостовых сооружений, в котором применяют недемонтируемые конструкции усиления, должна быть учтена дальнейшая необходимость проведения работ по эксплуатации и плановому ремонту мостовых сооружений на протяжении всего расчетного срока службы.
4.4 Конструкции усиления на время их установки должны обеспечивать:
- необходимую грузоподъемность;
- безопасность автомобильного и пешеходного движения;
- беспрепятственный пропуск транспортных средств по сооружению и под ним с учетом габаритов приближения, указанных в ГОСТ 33391 (конструкции усиления не должны уменьшать существующие габариты проезда по сооружению и под ним);
- долговечность (для недемонтируемых конструкций усиления);
- экологичность;
- архитектурную выразительность (для недемонтируемых конструкций усиления).
4.5 Работы по проектированию усиления конструкций мостовых сооружений для пропуска тяжеловесных транспортных средств должны выполнять специализированные организации, обладающие необходимой квалификацией, оборудованием и имеющие соответствующие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.6 Документация проекта усиления конструкций мостовых сооружений должна быть передана заказчику.
Исполнение и оформление документации должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 21.1101 и других взаимосвязанных стандартов системы проектной документации для строительства.
4.7 План обследования, испытаний (при необходимости) и документация проекта должны быть согласованы с владельцем мостового сооружения.
4.8 В случае, когда конструкции усиления не предусматривают собой демонтаж (недемонтируемые конструкции усиления), допускается проведение экспертизы проекта усиления по требованию владельца мостового сооружения.
4.9 Классификацию мостовых сооружений по материалу пролетных строений необходимо проводить в соответствии с ГОСТ 33178.
4.10 Проектируемые усиления конструкций должны вступать в совместную работу с конструкциями, подлежащими усилению.
4.11 Применяемые материалы должны иметь необходимые сертификаты, действующие на территории Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям [1], и отвечать установленным нормам безопасности и экологичности.
4.12 При разработке проекта усиления необходимо предусматривать контролируемый режим движения по мостовому сооружению, при котором скорость движения тяжеловесного транспортного средства не превышает 5 км/ч, без возможности ускорения или торможения.
Динамический коэффициент принимают равным единице.
4.13 Коэффициент надежности по нагрузке от тяжеловесного транспортного средства следует принимать равным единице.
4.14 Загружение мостовых сооружений при расчете грузоподъемности необходимо проводить следующим образом:
- подвижные нагрузки следует задавать в соответствии с нормами, по которым сооружение было запроектировано;
- постоянные нагрузки следует назначать исходя из их фактических значений, с учетом коэффициентов, указанных в таблице 1;
- нагрузку от тяжеловесного транспортного средства следует располагать в наиболее благоприятном положении по ширине ездового полотна, при котором создаются наименьшие усилия в элементах конструкции (как правило, по оси сооружения).
Таблица 1 - Перечень коэффициентов надежности к постоянным нагрузкам
Постоянные нагрузки | Коэффициенты надежности по нагрузке |
Вес конструктивных элементов и другие постоянные нагрузки, кроме указанных ниже в данной таблице | 1,10 (0,90) |
Вес слоев дорожной одежды мостового полотна (гидроизоляция, защитный и выравнивающий слои) | 1,20 (0,95) |
Вес покрытия ездового полотна и тротуаров | 1,20 (0,95) |
Примечание - Значение в скобках принимают в случаях, когда это приводит к более невыгодному воздействию на элементы конструкции. |
4.15 Расчетные характеристики материалов при наличии данных в достоверной исполнительной или иной документации по типу, марке или классу принимают в соответствии со стандартами, по которым сооружение было запроектировано, или в соответствии с нормативными документами и технической документацией, в которых указаны фактические данные об искомых свойствах материалов.
Для получения необходимой информации о фактической марке и классе бетона при обследовании мостового сооружения следует провести испытания по ГОСТ 28570 или прямыми неразрушающими методами контроля по ГОСТ 22690.
4.16 При отсутствии информации о расположении и диаметре арматуры в обследуемых несущих конструкциях необходимо провести работы по определению необходимых данных по ГОСТ 22904 или иным действующим нормативным документам и технической документации.
4.17 В случае, когда недемонтируемая конструкция усиления будет эксплуатироваться в условиях переменной влажности, необходимо предусмотреть отвод конденсируемой влаги.