Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

ГОСТ Р 58984-2020



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оценка соответствия

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕДУРАХ СЕРТИФИКАЦИИ

Conformity assessment. Order of carrying out surveillance in certification procedures



ОКС 03.120.20

Дата введения 2021-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Агентство независимых экспертиз в сфере технического регулирования" (ООО "Агентство независимых экспертиз в сфере технического регулирования")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 августа 2020 г. N 576-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан с учетом положений типовых схем оценки соответствия, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44 "О типовых схемах оценки соответствия". До внесения изменений в технические регламенты Евразийского экономического союза (Таможенного союза), касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия на основе типовых схем, утвержденных указанным Решением, настоящим стандартом следует руководствоваться при осуществлении обязательной сертификации на национальном уровне в части, не противоречащей положениям, установленным в нормативных правовых актах, а также при осуществлении добровольной сертификации.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает порядок проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией и принятия решений по его результатам при обязательной и добровольной сертификациях.

Настоящий стандарт предназначен для использования в практической деятельности органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и заявителей, а также для разработчиков систем добровольной сертификации.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 54293 Анализ состояния производства при подтверждении соответствия

ГОСТ Р 58972 Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 анализ состояния производства: Элемент схемы сертификации, представляющий собой совокупность действий, осуществляемых органом по сертификации в целях определения наличия у изготовителя необходимых условий для обеспечения постоянного (стабильного) соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации.

3.2 заявка на сертификацию: Исходный документ заявителя, содержащий предложение органу по сертификации провести сертификацию заявленного объекта на соответствие указанным требованиям.

3.3 испытательная лаборатория: Аккредитованная в установленном порядке испытательная лаборатория (центр), выполняющая технические операции, заключающиеся в установлении одной или нескольких характеристик продукции в соответствии с установленной процедурой.

Примечание - При проведении инспекционного контроля за сертифицированной продукцией в системах добровольной сертификации испытательная лаборатория может быть не аккредитована.

3.4 инспекционный контроль: Систематическая оценка соответствия, осуществляемая органом по сертификации в целях установления соответствия сертифицированной продукции требованиям, подтвержденным при сертификации этой продукции.

Примечание - В документах, составляющих право Евразийского экономического союза, эквивалентно термину "инспекционный контроль" применяют термин "периодическая оценка сертифицированной продукции".

3.5 схема сертификации: Совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции установленным (заявленным) требованиям.

     4 Общие положения

4.1 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией является элементом схемы сертификации (при наличии).

4.2 Инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и применяется ли должным образом маркировка продукции знаком обращения на рынке или знаком соответствия. Необходимость инспекционного контроля за сертифицированной продукцией должна быть известна заявителю до начала проведения работ по сертификации.

4.3 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия.

4.4 Основанием для проведения инспекционного контроля является договор на сертификацию (дополнительное соглашение к нему), заключенный заявителем с органом по сертификации, или отдельный договор между этими сторонами о проведении инспекционного контроля.

4.5 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме систематического анализа информации о сертифицированной продукции, в том числе сообщений заявителя об изменениях, вносимых в продукцию или в производственные процессы, и в форме инспекционных проверок (плановых или внеплановых), включающих в себя процедуры, предусмотренные схемой сертификации.

4.6 Результаты инспекционного контроля служат основанием для принятия решения органом по сертификации о подтверждении, приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия.

     5 Виды, сроки и объемы инспекционных проверок

5.1 При инспекционном контроле предусматриваются плановые проверки с установленной периодичностью, а в случае необходимости по решению органа по сертификации проводятся внеплановые проверки.

5.2 Периодичность плановых инспекционных проверок устанавливается в технических регламентах или системах сертификации. В случае неустановления в технических регламентах или в соответствующей системе сертификации предельной частоты инспекционных проверок периодичность инспекционных проверок определяет орган по сертификации, но не реже одного раза в год.

5.3 При определении периодичности и объема планового инспекционного контроля учитывают следующие факторы: степень потенциальной опасности продукции, характер производства (серийный, массовый, единичный, сезонный), стабильность производства, объем выпуска, наличие сертифицированной системы менеджмента, информацию о результатах испытаний и проверок продукции и ее производства, проведенных изготовителем, органами государственного контроля (надзора), включая информацию об аналогичной продукции, выпускаемой тем же изготовителем.

5.4 В случае приостановки производства сертифицированной продукции и (или) отсутствия образцов для испытаний заявитель до установленного срока проведения инспекционного контроля официально извещает об этом орган по сертификации. На основании полученной информации орган по сертификации может перенести срок запланированного инспекционного контроля, но не более чем на шесть месяцев.

5.5 Объем планового инспекционного контроля по решению органа по сертификации допускается устанавливать в пределах объема ранее проведенных проверок (при сертификации, предыдущем инспекционном контроле) или корректировать с учетом следующих факторов:

- выявленной при предыдущих проверках стабильности характеристик и запаса их значений по отношению к предельно допустимым;

- трудоемкости определения каждой характеристики продукции;

- результатов проведенных заявителем производственных испытаний продукции (приемо-сдаточных, периодических, типовых);

- результатов проведенного ранее аудита за функционированием системы менеджмента или анализа состояния производства;

- результатов государственного контроля (надзора) за продукцией, на которую распространяется действие сертификата соответствия;

- полученных от заявителя данных о претензиях по поводу дефектов, выявленных приобретателями (потребителями) продукции.

5.6 Внеплановый инспекционный контроль

5.6.1 Внеплановый инспекционный контроль проводят по решению органа по сертификации, основанием для проведения которого послужила информация, прямо или косвенно свидетельствующая о нарушениях соответствия продукции требованиям, подтвержденным при сертификации, или возможности таких нарушений.

5.6.2 Основанием для принятия решения о проведении внепланового инспекционного контроля может служить информация:

- о претензиях к качеству и безопасности продукции от потребителей, торговых организаций, средств массовой информации, а также органов и организаций, осуществляющих общественный или государственный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат соответствия;

- полученная от органов государственного контроля (надзора) о выявленных нарушениях и необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия;

- об изменениях, внесенных в документы, содержащие требования к сертифицированной продукции и (или) к методам ее испытаний, конструкцию (состав), комплектность, технологию ее производства, которые могут повлиять на характеристики (показатели), подтвержденные при сертификации;

- полученная от производителя сертифицированной продукции об изменениях, внесенных в техническую документацию на сертифицированную продукцию или технологический процесс ее производства;

- об изменениях контрактов на поставку сырья, материалов, комплектующих, которые могут повлиять на характеристики (показатели), подтвержденные при сертификации;

- о приостановке или отмене действия сертификата соответствия системы менеджмента качества.

5.6.3 Объем внепланового инспекционного контроля определяют исходя из полученной информации и характера отмеченных в ней нарушений установленных требований.

5.6.4 Результаты внепланового инспекционного контроля документируются органом по сертификации в соответствии с разделом 6.

     6 Подготовка и проведение работ по инспекционному контролю

6.1 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в общем случае состоит из следующих этапов:

- сбор и анализ информации о сертифицированной продукции;

- разработка и утверждение программы инспекционного контроля;

- проведение инспекционного контроля;

- оформление результатов инспекционного контроля;

- принятие решения по результатам инспекционного контроля.

6.2 Сбор, систематизацию и анализ информации о сертифицированной продукции осуществляет орган по сертификации постоянно в течение срока действия сертификата соответствия с целью получения дополнительных сведений для инспекционного контроля или непосредственного принятия решений.

Источниками информации о сертифицированной продукции являются:

- сведения, представляемые заявителем, об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции;

- сведения о жалобах, рекламациях приобретателей (пользователей) на сертифицированную продукцию, а также сведения о дефектах и отказах сертифицированной продукции;

- сведения от органов государственного контроля (надзора), сообщения в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Полученные сведения и результаты их анализа отражают в отчетах, справках и других документах. Формы документов и порядок их составления рекомендуется устанавливать в документах системы менеджмента качества органа по сертификации.

6.3 Программа инспекционного контроля

6.3.1 Программу инспекционного контроля разрабатывает орган по сертификации. Программа в зависимости от схемы сертификации должна содержать (кроме общих сведений о предприятии, сертифицированной продукции, сроках проведения проверки) задания по проверке, включая:

- проведение идентификации продукции;

- проведение испытаний продукции;

- анализ состояния производства или контроль за системой менеджмента;

- проверку применения знака обращения на рынке или знака соответствия;

- проверку жалоб приобретателей (потребителей) на продукцию;