Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34664-2020 Рельсы железнодорожные, сваренные термитным способом. Технические условия

     4.2 Требования к рельсам, сваренным термитным способом

4.2.1 Требования к сварке РТС в соответствии с приложением А.

4.2.2 Сварной шов после механической обработки в зоне головки рельсов должен соответствовать профилю сечения соединяемых рельсов.

Поверхность стыка РТС должна быть очищена от остатков форм, песка, заусенцев, литников и не иметь видимых дефектов.

4.2.3 Отклонение положения сварного шва от вертикальной плоскости, перпендикулярной к продольной оси рельса, не должно превышать 2 мм, а ее боковое отклонение от данной плоскости не должно превышать 3 мм.

4.2.4 На прямых участках железнодорожного пути отклонения от прямолинейности (см. 3.9) в зоне стыка РТС (после шлифовки головки рельса) по поверхностям катания и боковой рабочей грани не должны превышать значений, указанных в таблице 1.

Вогнутость стыка по поверхности катания (прогиб вниз) и седловина сварного шва (см. 3.12) не допускаются.

Таблица 1 - Допустимое отклонение от прямолинейности по поверхности катания и по боковой рабочей грани головки рельса в зоне стыка в прямых и кривых участках пути в зависимости от установленной скорости движения

В миллиметрах

Зона измерения на рельсе

Вид отклонения и его обозначение

Значение параметра допуска при скорости движения, км/ч

До 40 включ.

Св. 40 до 80 включ.

Св. 80 до 160 включ.

Св. 160

По поверхности катания

Выпуклость стыка ()

0,8

0,5

0,3

0,2

Местные неровности

0,2

0,2

0,1

0,1

По боковой рабочей грани головки

Вогнутость стыка () в сторону расширения колеи

0,5

0,5

0,3

0,3

Выпуклость стыка () в сторону сужения колеи

0,5

0,5

0,1

0,1

Местные неровности

0,2

0,2

0,1

0,1

4.2.5 В кривых участках железнодорожного пути отклонения поверхности от прямолинейности (см. 3.9) в зоне стыка РТС (после шлифовки головки рельса) не должны превышать значений, указанных в таблице 1.

Вогнутость стыка по поверхности катания (прогиб вниз) и седловина сварного шва РТС не допускаются.

Примечание - На кривых железнодорожного пути под прямолинейностью понимают повторение дуги кривой, измеренной на расстоянии не менее 6 м от сварного стыка, с дугой в зоне стыка.

4.2.6 Стыки РТС не должны содержать внутренних дефектов.

4.2.7 Значение твердости металла поверхности катания РТС после чистового шлифования в измеряемых точках должно быть в диапазоне твердостей основного металла новых прокатных рельсов, установленных ГОСТ 34222.

_______________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51685-2013.

Твердость металла в стыке РТС (сварном шве) и в зоне термического влияния (околошовной зоне), имеющих общую протяженность до 80 мм в обе стороны от центра сварного шва на поверхности катания, должна быть не менее 290 НВ и не более 409 НВ для термически упрочненных рельсов.

Для незакаленных рельсов твердость металла должна быть на уровне твердости основного металла с допустимым предельным отклонением ±20 НВ.

При сварке термоупрочненных рельсов с нетермоупрочненными твердость должна быть не менее 290 НВ и не более 409 НВ.

4.2.8 Стыки РТС должны иметь значения показателей прочности не ниже значений, указанных в таблицах 2 и 3.

Примечание - В качестве показателя прочности принимают величину нагрузки, которую выдерживает контрольный образец при изгибе до разрушения.

Таблица 2 - Наименьшие приемочные значения разрушающей нагрузки контрольных образцов при статическом трехточечном изгибе

В килоньютонах

Наименование показателя

Классификация контрольных образцов рельсов типа Р65 по размеру технологического зазора между рельсами

от 24 до 26 мм включ.

св. 26 до 80 мм включ.

Разрушающая нагрузка

Подошва в растянутой зоне (нагрузка на головку)

1500

1400

Головка в растянутой зоне (нагрузка на подошву)

1350

1400

Примечание - Допускается снижение разрушающей нагрузки до 2% на 1 мм износа рельса, но не более 30% при максимальном износе рельса до 15 мм.



Таблица 3 - Наименьшие приемочные значения разрушающей нагрузки контрольных образцов, сваренных со стандартным зазором, при статическом трехточечном изгибе