Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34664-2020 Рельсы железнодорожные, сваренные термитным способом. Технические условия

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

термитная сварка: Сварка, при которой для нагрева используется энергия горения термитной смеси.

[ГОСТ 2601-84, статья 33]

_______________

В части статьи 33 не действует на территории Российской Федерации. В Российской Федерации действует терминологическая статья из ГОСТ Р ИСО 857-1-2009 "Сварка и родственные процессы. Словарь. Часть 1. Процессы сварки металлов. Термины и определения" (статья 4.2.2.2): "термитная сварка: Сварка заливкой жидкого металла между свариваемыми кромками, при которой используют энергию экзотермической реакции смеси оксидов металла и измельченного алюминиевого порошка, в результате чего образуется расплавленный присадочный металл".

3.2 рельс, сваренный термитным способом; РТС: Рельс, имеющий один и более стыков, соединенных термитной сваркой, в которых образуется непрерывность структуры соединяемых металлов.

3.3 стык РТС: Участок рельса в месте соединения двух рельсов термитной сваркой, состоящий из сварного соединения, объединяющего шов, зону термического влияния и прилегающую часть основного металла.

3.4 контрольный образец: Стыковое соединение термитной сваркой двух заготовок рельсов общей длиной не менее 1150 мм со стыком РТС посередине, предназначенное для проведения контрольных операций и испытаний.

3.5 разработчик процесса термитной сварки: Организация, разработавшая и испытавшая процесс термитной сварки.

3.6 координатор сварки: Лицо, ответственное и компетентное для выполнения координации в сварке.

Примечание - Координировать действия по сварке в организации могут, например, главный сварщик или инженер по сварке, инструктор или иное должностное лицо, уполномоченное приказом по организации.

3.7 сварщик термитной сварки: Специалист, обученный в лицензированном учебном центре и аттестованный в соответствии с требованиями национальных нормативных документов государств, упомянутых в предисловии, для соединения рельсов термитной сваркой.

_______________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 58443-2019 "Аттестация операторов контактной стыковой сварки оплавлением и сварщиков термитной сварки железнодорожных рельсов" (пункт 3.10).

3.8

владелец инфраструктуры: Государственная организация, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.

[ГОСТ 32894-2014, пункт 3.4]

3.9 отклонение поверхности от прямолинейности: Наибольшее расстояние или от рабочих поверхностей стыка РТС до прилегающей прямой в пределах нормируемого участка (базовой длины) (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Отклонение рабочих поверхностей стыка РТС от прямолинейности (L, мм - регламентируемое расстояние между краем поверочной линейки и центром сварного шва)

3.10 базовая длина: Длина поверочной линейки, регламентированная для каждого метода измерения выпуклости или вогнутости стыка РТС, местных неровностей, седловины сварного шва РТС.

3.11 выпуклость сварного шва: Выпуклость шва, определяемая расстоянием между плоскостью, проходящей через видимые линии границы сварного шва с основным металлом, и поверхностью сварного шва, измеренным в месте наибольшей выпуклости.

3.12 седловина сварного шва РТС: Локальная вогнутость поверхности сварного шва и примыкающей поверхности основного металла в виде канавки из-за усадки металла или недостаточности присадочного металла при сварке.